Китайскую сеть Weibo заполонили тоскливые фотографии. На них выпускники университетов Поднебесной лежат ничком около вузов, скорбно сидят на лавочках университетских двориков и выбрасывают дипломы в урны. Комментарии к фото тоже не заряжены оптимизмом: "Ну и зачем я учился...", "Кому нужен мой диплом?", "Я не хочу работать, потому что следующий этап – просто пенсия".
Как пишет The Guardian со ссылкой на отчёт Национального бюро статистики КНР, уровень безработицы среди китайцев в возрасте от 16 до 24 лет вырос в мае до 20,8% по сравнению с 20,4% в апреле. То есть каждый пятый представитель молодёжи в Китае без работы.
Однако, как объясняет Metro китаевед Александр Ломанов, эта цифра далеко не из ряда вон выходящая и с рабочими местами в Поднебесной всё в порядке.
– Ситуация с трудоустройством в Китае примерно одна и та же из год в год, – говорит эксперт. – Ничего такого драматичного на рынке трудоустройства Китая не произошло и экономика страны сейчас на подъёме, несмотря на три года пандемии.
Так если дело не в экономике, в чём тогда? Ломанов предполагает, что унылый флешмоб может быть спровоцирован новыми настроениями китайской молодёжи, появившимися во время ковида. Они стали так распространены, что получили название "танпин".
– Дословно это означает "лежать плашмя", "лежать ровно", "лежать расслабленно", – объясняет специалист. – Многие молодые китайцы, столкнувшиеся с почти тремя годами изоляции – а у них она была гораздо строже, чем у нас или в Европе, – вдруг стали выключенными из прежнего активного и динамичного общества. Это был абсолютно неожиданный виток для китайцев. Молодёжь начала задаваться вопросами: а куда и зачем мы всё время бежали? Зачем вся эта суета?
И вот полгода назад, когда в стране сняли все ограничения, приверженцы "танпина" столкнулись с зубастой реальностью. Она вернулась – и возможно, даже ещё более напряжённой, чем была до пандемии.
– Студенты, которые привыкли сидеть дома, вышли в мир, где нужно конкурировать, бороться за место под солнцем, – говорит Ломанов. – В Китае несложно найти работу, потому что очень много вакансий предлагают переезд. Но для молодёжи такой выход из зоны комфорта стал очень тяжёлым психологически. Поэтому они сталкиваются с проблемами в трудоустройстве.
2 вопроса о китайской молодёжи
Отвечает Александр Ломанов, профессор РАН, руководитель Центра азиатско- тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН
Молодёжь Китая ещё долго будет страдать?
Думаю, что вскоре это закончится. То, что происходит сейчас, является их "переподключением" к реальности. Это первые за несколько лет выпускники, которые получили дипломы не онлайн. До этого их студенческая жизнь была очень шаткой: они поступили в вузы, потом грянула пандемия, их то переводили на "удалёнку", то выдёргивали обратно в классы, то снова отправляли на дистанционное обучение. Поэтому их эмоциональная реакция оправдана.
Нынешнее поколение китайцев ленивее предшественников?
Экономические реформы в Китае идут уже сорок лет, и это, если упростить, третье поколение за период этих реформ, которое вливается в китайскую экономику. Вливаются в неё эти представители "танпина" на фоне пандемии, которая стала шоком для Китая и выход из которой стал не меньшим шоком. Поэтому, думаю, что через некоторое время они успокоятся и проявят себя, потому что самореализация и желание работать у них в генах.