Икону Пресвятой Девы предположительно написал в XIV столетии известный мастер-иконописец Феофан Грек. Летописи говорят, что образ был передан святому благоверному князю Димитрию Донскому "казацами" – "народом христианским воинского чина". Это было перед Куликовской битвой. С тех пор икону почитают как защитницу Отечества. Именно перед ней Иван Грозный молился во время победоносного Казанского похода.
С этим образом связано само появление Донского ставропигиального мужского монастыря. В 1591 году войска крымского хана Казы Гирея осадили Москву, воспользовавшись отсутствием в городе регулярных войск. Но когда враг уже стоял на Воробьёвых горах, защитники столицы совершили крестный ход с иконой. А затем разместили её в полковой церкви. На следующий день войска Казы Гирея неожиданно покинули свои позиции и вернулись в Крым. Москвичи посчитали, что покровительство Божией Матери спасло город от разорения и разрушения. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь.
В 1598 году этой святыней патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 году икона сопровождала в крымском походе князя Василия Голицына. Она устояла во время за- хвата Москвы войсками Наполеона, хотя и осталась без драгоценных камней на окладе.
Лишь в 1919 году реликвия поступила в Государственный исторический музей, а с 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.
1 сентября – день чествования Донской иконы Божией Матери. Уже много лет, по сложившейся традиции, её привозят из Третьяковки в Большой собор Донского монастыря на торжественное богослужение. И этот год не стал исключением.
Чудодейственный образ прибыл в обитель накануне, 31 августа. Уже вчера сотни верующих смогли поклониться Донской Божией Матери. Доступ к иконе будет открыт до 10:00 2 сентября, после чего она совершит свой обратный путь – в Третьяковскую галерею, на своё постоянное место хранения в экспозиционном зале.
– Этой практике уже много лет, но каждый год это чрезвычайно ответственное и волнительное мероприятие, к которому мы очень серьёзно готовимся и в которое вовлечено множество людей, – отмечает Татьяна Городкова, главный хранитель Государственной Третьяковской галереи.
По её словам, команда реставраторов и хранителей музея, группа технических специалистов по разработке витринных комплексов, сотрудники монастыря объединяют усилия для безопасности и должной степени сохранности святыни.
Читайте также: