Икар машет крыльями, корабль покрывается льдом, российская подлодка всплывает в Венеции

Инсталляции и перформансы художника Александра Пономарёва представили на его юбилейной выставке в Музее Москвы
Икар машет крыльями, корабль покрывается льдом, российская подлодка всплывает в Венеции
Василий Кузьмичёнок / Metro
Стоит зрителю подойти к скульптуре поближе, как она начинает расправлять крылья и плавно ими махать

Во дворе Музея Москвы необычная скульптура. Высокую конструкцию венчают металлические крылья, скреплённые механизмом как у часов. Стоит подойти к ней ближе – и шестерёнки приходят в движение, крылья расправляются, взмахивают. Но взлететь чудо-птице не дано. Пока не дано. 

Художник Александр Пономарёв, смастеривший "Икара" в сотрудничестве с инженерами двух авиационных заводов, шутит, что если ещё немного доработать, то его "понолёт" (слово образовано от фамилии) взлетит. Хотя главное тут не результат, а идея, мечта. 

– Летательные аппараты проектировали многие художники – от Леонардо да Винчи до Петра Митурича и Владимира Татлина в 1920–30-е годы. Неважно, что они не взлетали. Заметьте, что у моего "Икара" основанием корпуса является бетонный канализационный коллектор. То есть как бы, рождённый ползать может летать, – объясняет Metro автор механической скульптуры. 

Икар, как мы помним из греческой мифологии, смог взлететь, но погиб, проявив неосторожность: слишком близко подлетел к Солнцу. Многие проекты Пономарёва – а этой выставкой он отмечает своё 65-летие – на грани возможного, но именно это сделало его одним из самых известных художников, причём не только в России. Выставка "Без берегов" объединила несколько проектов разных лет, и их размах — географический, визуальный, технический — впечатляет. 

"Икар" создан специально для выставки в Музее Москвы, а предыдущий проект Пономарёва "Уроборос" был показан осенью прошлого года в Египте, на плато Гиза, у Великих пирамид: рядом с единственным из сохранившихся Семи чудес света впервые под эгидой ЮНЕСКО показывали работы современных художников, Россию представлял Пономарёв. В музее сейчас выставлено гигантское панно с изображением Уробороса – мифического змея, кусающего себя за хвост, символа вечности и бесконечности, созидания и разрушения.

Впервые гигантское панно с изображением Уробороса показали в прошлом году рядом с Великими пирамидами в Египте.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Впервые гигантское панно с изображением Уробороса показали в прошлом году рядом с Великими пирамидами в Египте.

В египетской пустыне на этом панно были установлены огромные песочные часы в обрамлении двух лодок, подобных Солнечным ладьям из пирамиды Хеопса. По словам художника, пятитонная конструкция – ей можно было вращать — символизирует бесконечность времени и движения. На фоне пирамид песочные часы смотрелись особенно убедительно, но и в музее на панно Уроборос изгибается так, что будет, о чём призадуматься. 

Александр Пономарёв на фоне своей инсталляции "Уроборос" на плато Гиза.
предоставлено artdegypte.org
Александр Пономарёв на фоне своей инсталляции "Уроборос" на плато Гиза.

Из всего антуража усыпальницы фараона художник неслучайно выбрал лодки: Александр Пономарёв ещё и профессиональный моряк. Отучившись в Высшем военно-морском училище и послужив на флоте, он выбрал путь художника, но все его проекты так или иначе связаны с плаванием, кораблями, подлодками, морскими экспедициями, стихиями воды и воздуха, без которого невозможны одиссеи. "Полёт и плавание – в сущности одно и то же, вопрос только в плотности среды", – говорит Пономарёв. 

В 2014 году для Венецианской биеннале, главного мирового смотра современного искусства, Пономарёв придумал павильон Антарктиды, среди экспонатов там было и его судно Costa Concordia, сейчас его показывают в Музее Москвы. Остов модели того самого корабля, который потерпел крушение из-за столкновения с каменным рифом, на глазах у зрителя покрывается льдом, потом "размораживается" и снова леденеет. В исполнении художника судно выступает знаком другой беды — возможного освоения Антарктиды в военных целях: пока что Южный полюс застрахован от этого Договором об Антарктике 1959 года, но художник опасается за его надёжность. 

Остов судна "Costa Concordia" на глазах у зрителя то леденеет, то оттаивает.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Остов судна "Costa Concordia" на глазах у зрителя то леденеет, то оттаивает.

Другой экспонат – перевернутый парусник с бетонным корпусом, он держится на двух колоннах, покрытых вулканическим пеплом. Сюрреалистическая инсталляция называется "Теория струн": мачты корабля соединены с его каркасом леской, и в общем это напоминает струны. А теория струн – не просто красивое словосочетание. 

"Есть такое направление в теоретической физике, – объясняет Пономарёв. – За последний век у неё появилось много приверженцев среди учёных. Суть теории в том, что мы живём в мультивселенной, а мир – это система вибраций, у каждого явления или предмета она своя, с уникальной частотой. По сути, мы живём в волновом мире". 

Проще говоря, волна Пономарёва – это всё, что связано с морем и свободой природных стихий. На неё же легко настроиться и зрителю выставки. Помимо масштабных инсталляций в центре зала на стены музея проецируются видео многочисленных перформансов художника, которые он проводил в разных уголках земли. 

Лески, натянутые от мачт к корпусу парусника, символизируют теорию струн – направление теоретической физики, набирающее всё больше сторонников среди учёных.
Василий Кузьмичёнок / Metro
Лески, натянутые от мачт к корпусу парусника, символизируют теорию струн – направление теоретической физики, набирающее всё больше сторонников среди учёных.

Так например, в Баренцевом море Пономарёв на время «стёр с лица земли» остров Седловатый, предварительно «убрав» его с навигационной карты. В этом перформансе "Майя. Потерянный остров", организованном совместно с кораблями Военно-морского флота России, он использовал военные спецсредства исключительно в художественных целях. 

Но самая завораживающая его акция – "Баффинова фигура", когда художник прикрепил себя к носу корабля, который вздымается на волнах между Гренландией и морем Баффина. "Я летал там, – вспоминает художник. – Все романтичные моряки любят стоять на носу корабля, потому что там не слышен двигатель, корабль будто летит, и сам ты летишь – это великое чувство свободы!". 

"Баффинова фигура" способна поразить.
в рамках свободной лицензии Creative Commons
"Баффинова фигура" способна поразить.