Игры разума на ВДНХ, или как научиться выигрывать и собирать больше "калах"

На фестивале интеллектуальных игр "Интеллиада" на ВДНХ каждый увлечённый и азартный ум смог найти достойного соперника
Игры разума на ВДНХ, или как научиться выигрывать и собирать больше "калах"
Анастасия Соболева
"Мастера" увлечённо играют друг с другом в "настолки" до начала фестиваля, чтобы успеть выучить правила незнакомых игр.

Ноябрьским днём на ВДНХ ветрено и сыро: люди кутаются в тёплые куртки в бессмысленной попытке согреться, даже не подозревая, что в павильоне "Россия — моя история" в этот момент проходит жаркая интеллектуальная схватка, которая заставляет всех решившихся попытать свои силы в решении головоломок хорошенько попотеть. 

— Мы вас сейчас всему научим, — говорит девушка Катя, волонтёр мероприятия. 

Оказывается, за каждым столом огромного игрового зала закреплён свой "мастер", знающий правила вверенной ему интеллектуальной забавы назубок. 

— Это африканская игра "Калах", самая древняя игра на Земле, между прочим, — продолжает Катя. 

Она молниеносно раскладывает маленькие чёрные камешки по двенадцати лункам (6 её и 6 моих) друг против друга, по бокам оставляя пустыми две большие лунки — "калахи". Выигрывает тот, в чьём "калахе" в конце окажется больше камней. Как только в каждой лунке оказывается по 6 камней, игра начинается. "Мастер" берёт из любой своей лунки все камни и начинает раскладывать по одному в каждую лунку по часовой стрелке. 

– У нас здесь представлено много совершенно разных настольных игр, так называемая игротека, в партнёрстве с Московским дворцом пионеров и несколькими издательствами. Здесь можно познакомиться с разными видами деятельности и играми для развития интеллекта.
Тимур Санкин, президент Московской федерации Го, гроссмейстер

— Вы не можете класть камень в мой "калах", а я не могу в ваш. Если камни из взятой горсти заканчиваются на вашем же "калахе", вы снова ходите, — продолжает объяснять Катя. 

Тут я осознаю, в чём фишка — следить, сколько камней остаётся в каждой лунке, и просчитывать ходы, стараясь остановиться именно на своём "калахе", чтобы одновременно и копить, и продолжать играть. Вдруг напротив в лунке "мастера" и в моей оказывается по одному камню. 

— Мой ход, — говорит Катя, забирая оба камня в свой "калах". — Что это значит? — вскрикиваю я. 

— Ах да, забыла сказать, — добавляет она. — В такой ситуации оба камня идут в "калах" игрока, чей ход следующий... 

Цифра
2008
– в этом году в рамках Всемирных интеллектуальных игр состоялась первая "Интеллиада" в Пекине. Именно по её типу был организован фестиваль на ВДНХ.

Проигрывать не люблю, поэтому уходила я от этого стола, разозлённой до предела. Благо игр было ещё предостаточно, и выбрала я ту, что помогла мне быстро выплеснуть весь накопившийся негатив. 

— Знаете ли вы выражение "катиться кубарем"? Вот он, тот самый кубарь — разновидность волчка, приводимый в движение специальным "кнутиком", — посвятил меня в правила Сергей Ярушкин, старший методист Московского дворца пионеров. — Попросту говоря, нужно по кубарю этим кнутом правильно бить, тогда будет крутиться как миленький. С первого взгляда — детская забава, но не всё так просто, как кажется. 

Сергей рассказал, что нельзя положить новые знания на пустое место — должна быть опора. 

Чтобы правильно запустить механизм кручения, нужно понимать технику, подать правильный сигнал из мозга. — сказал Сергей. – Между игрой и развитием интеллекта можно поставить знак равенства. Сложные мыслительные процессы начинаются на кончиках пальцев. Мячик бросается так, блинчик бросается эдак, от ушка до брюшка, с переворотом, тут понимать надо.