Из-за того, что сейчас фактически у каждого человека в кармане есть быстрый доступ к любой информации, мы всё меньше и меньше пользуемся памятью, в том числе произвольной. И чтобы полезный и важный навык запоминания развивался и функционировал как положено, формировать его стоит с раннего возраста, говорит психолог, писатель, телеведущий и эксперт телеканала "Мульт" Михаил Хорс.
– Произвольная память – психический процесс, который задействуется, когда мы специально пытаемся запомнить какую-либо информацию. Непроизвольная память, наоборот, включается, когда мы не обращаем внимания на запоминание информации, но всё равно сохраняем её в голове, что-то вроде привычки, – объясняет психолог. – Произвольная память тесно связана с применением силы воли, волевых личностных характеристик. Так, у работника труда развиваются мышцы непроизвольно, однако другие могут специально ходить в спортзал, чтобы качаться, – это можно сравнить с тем, как формируется произвольная память.
Способность запоминать что-либо у человека имеется и сама по себе, но развивается она именно через волевые усилия. Развитие произвольной памяти усиливает и способность запоминать что-либо не намеренно, обращать внимание на детали и запоминать их не специально.
– Процесс формирования памяти значительно ослабляется за счёт существования современных устройств, которые облегчают нам жизнь, – говорит Михаил Хорс. – К примеру, благодаря наличию навигатора способность запоминать дорогу и примечать какие-либо повороты, знаки и ориентиры. К тому же, несмотря на то что повсеместное пользование Интернетом значительно облегчает нашу жизнь, оно также снижает как произвольную, так и непроизвольную память.
Помощниками в тренировке навыка запоминания у детей после трёх лет станут развивающие игры. Наш эксперт предлагает такие.
№ 1. Мемори
Для этой игры требуется набор парных карточек с одинаковым изображением – их нужно выложить на поверхность изображениями вниз и предложить ребёнку переворачивать по две карточки. Если картинки совпали, можно забрать карточки, а если нет – перевернуть обратно. И так до тех пор, пока не соберутся все совпадения.
№ 2. Кино
Совместите приятное с полезным и после похода на мультфильм спросите ребёнка, какого цвета была одежда главного героя, что один персонаж сказал другому, что происходило в начале, середине и конце ленты.
№ 3. Фигуры
Для игры потребуется 10–30 счётных палочек. Выложите из них фигуру, предложите ребёнку рассмотреть её несколько секунд, а затем накройте листом бумаги. Пусть он соберёт такую же фигуру из палочек по памяти.
№ 4. Потеряшка
Спрячьте что-нибудь вместе с ребёнком у вас дома, а через несколько дней предложите ему найти спрятанный предмет.
№ 5. Чего не стало
Разложите на столе несколько разных предметов в произвольном порядке. Ребёнок должен запомнить их количество и расположение. После того как он отвернётся, можно убрать один из предметов или поменять две вещи местами.