Как показало исследование учёных из Эдинбургского университета, игра на том или ином музыкальном инструменте в детстве и юности связана с улучшением когнитивных способностей в более позднем возрасте. Результаты своей работы учёные опубликовали в журнале Psychological Science.
В исследовании приняли участие 366 человек, у 117 из которых был опыт игры на музыкальных инструментах в детстве и юности. В разные периоды жизни участников тестировали для определения их физических и умственных способностей. Также медики дважды просили испытуемых пройти стандартизированный тест на когнитивные способности (в 11 лет и в любом другом возрасте в зависимости от конкретного человека). В результате медики пришли к выводу, что игра на инструменте связана хотя и с небольшими, но всё-таки прослеживаемыми когнитивными преимуществами на протяжении всей жизни. Причём они сохраняются даже у людей в возрасте.
– Наши результаты показывают, что эти потенциальные преимущества могут быть долгосрочными, – заявила Metro Джудит Окли, преподаватель психологии Эдинбургского университета Нейпира, соавтор исследования. – И самое обнадёживающее в нашем исследовании то, что мы доказали: положительное влияние не зависит от социально-экономического положения человека, вида и качества его образования, его познавательных способностей в детстве и состояния здоровья в пожилом возрасте.
Ян Дири, бывший директор Центра когнитивного старения и когнитивной эпидемиологии в Эдинбургском университете и соавтор исследования, отмечает важность работы и подчёркивает, что даже небольшой эффект, который потенциально способен улучшить работу мозга, заслуживает серьёзного изучения.
– Мы и другие исследователи уже долгое время пытаемся отыскать даже минимальные факторы, которые могли бы помочь более здоровому старению мозга, поэтому результаты нашей работы заслуживают внимания, – отметил он.
Согласно данным, приводимым на курсе "Музыка и мозг", который читают профессор Университета Центральной Флориды нейробиолог Киминобу Сугая и всемирно известная скрипачка Аяко Йонетани, — музыка может:
приучить меньше нервничать;
сделать вас более общительным;
повысить работоспособность вашей иммунной системы;
восстановить повреждение мозга;
сделать вас умнее;
пробудить воспоминания;
Интервью
Джудит Окли, преподаватель психологии Эдинбургского университета Нейпира, соавтор исследования
Расскажите о результатах вашего исследования
– Мы обнаружили, что люди с большим опытом игры на музыкальных инструментах в возрасте от 11 до 70 лет имеют лучшие когнитивные способности, чем те, кто не имел музыкального опыта. Конечно, мы не можем утверждать, что эта зависимость 100%-на, поскольку такие факторы, как работа испытуемого или влияние на его психику родителей, также могли сыграть свою роль. И всё же некоторая последовательность есть. Мы считаем важным и дальше изучать различные факторы, позволяющие одним людям сохранять остроту ума дольше, чем другим.
Как именно музыка влияет на мозг?
– Обучение игре на музыкальном инструменте – сложная задача, которая зависит от когнитивных процессов, таких как внимание, координация, слуховые, моторные навыки и память. Вполне возможно, что реализация этих способностей через музыкальное обучение приводит к небольшим когнитивным улучшениям, которые оказывают влияние на всю жизнь человека.
Имеет ли какое-либо значение инструмент, на котором играл человек?
– Точно не могу сказать. Да, большинство участников нашего исследования играли на пианино. Это был, пожалуй, самый распространённый инструмент в ходе нашего исследования. Впрочем, некоторые участники также играли на аккордеоне, волынке, гитаре и скрипке. К сожалению, у нас не было достаточно данных для сравнения участников, играющих на разных инструментах, в нашем исследовании, но было бы интересно провести расследование.
Детям нужно играть на музыкальном инструменте? Какой совет вы бы дали родителям?
– Безусловно, занятие музыкой или вокалом оказывают положительное воздействие на юный ум. И наше исследование, подтвердившее, что обучение игре на музыкальных инструментах может также способствовать развитию когнитивных способностей, – лишнее доказательство этого позитивного влияния. Так что, если есть возможность отвести ребёнка в музыкальную школу или взять ему преподавателя, сделайте это.
Чилийские нейробиологи доказали, что обучение игре на музыкальных инструментах улучшает внимание и память у детей. Музыкально натренированный детский мозг более активен в областях, которые связаны со слуховым кодированием информации, контролем внимания и исполнительными функциями. Все эти функции напрямую связаны с улучшенным навыком чтения, повышенной психологической устойчивостью, креативностью и лучшим качеством жизни в целом. Результаты исследования представлены в журнале Frontiers in Neuroscience