Дом Смирнова на Тверском бульваре
Ксения Григорьева, экскурсовод проекта "Москва глазами инженера" предлагает отправиться на Тверской бульвар и найти дом № 18.
Бледно-фисташковое здание привлекает внимание прохожих цветом и плавными линиями, которые почему-то кажутся знакомыми... Позволим себе немного сосредоточиться в праздничный день: присмотримся, сосредоточимся. В памяти точно всплывёт имя архитектора Фёдора Шехтеля. Дом Смирнова – это его одно из самых известных построек.
– Фасад здания выполнен в актуальном для того времени стиле "модерн", – подчёркивает Ксения поставленным голосом экскурсовода, – в то время как во внутреннем оформлении воссоздана почти точная ретроспектива главных направлений в мировом искусстве. Каждый из 8 приёмных залов Шехтель оформил в определённом историческом стиле: "Романский зал", "Египетский зал", "Рокайльная комната", "Греческий зал", "Классический зал", "Кабинет", "Аванзал" и "Будуар".
На что стоит обратить внимание
1. Асимметрия, ранее это было симметричное ампирное здание. Шехтель полностью перестраивает здание и делает его несимметричным
2. Майолика. К сожалению, не удалось установить её происхождение, но внимания она определённо стоит. Чтобы её найти, стоит ориентироваться на часть, где три окна.
3. Растительные мотивы и каштановые листья на фасаде.
4. Плавные линии. Шехтель предпочитал скруглять углы. Это особенно заметно, если повнимательнее рассмотреть арку, ведущую во двор.
5. Балкон. Он выходит из большой гостиной и повешен так, что из гостиной на него выйти неудобно, но повесить выше было невозможно, иначе прохожие задевали бы его.
– На протяжении всего 19-го века Тверской оставался фактически единственным бульваром в Москве, – замечает Ксения в разговоре с Metro. – Так что особняк Смирнова всегда оставался в центре внимания московской общественной жизни.
Дом Ярошенко в Подколокольном переулке
Николай Аввакумов, художник, архитектор и соучредитель фонда "Хитровка", знает, почему нельзя пройти мимо Дома Ярошенко.
Начнём с книги. Откроем Владимира Гиляровского и попробуем найти в сборнике "Москва и москвичи" упоминание о Доме Ярошенко. Возможно, придётся проверить по старым картам или списку заведений, которые могли быть когда-то в стенах этого особняка. А после поспешим в Подколокольный переулок смотреть на оригинал. Он же, кстати, самый старый жилой дом Москвы. Многие годы за состоянием дома, которому же более 350 лет, следит Николай Аввакумов.
– Сейчас дом с галереями выглядит так, как в конце 19-го века, когда у него была последняя хозяйка – Елизавета Платоновна Ярошенко, – рассказал Metro Николай.
Но раскроем карты. Когда-то в угловой части дома шумел трактир "Каторга", о котором как раз и писал Гиляровский.
– Дом притягивает художников и хранит о них память, – признался Николай Аввакумов. – Однажды реставрационные работы открыли на фасаде сохранившийся карандашный рисунок XIX века.
Рассмотрев дом с улицы, можно попробовать попасть внутрь. Конечно, лучше с экскурсией. Но дом всё-таки жилой, и, возможно, повезёт открыть дверь в историю и самостоятельно.
Дом Анны Монс в Старокирочном переулке
Этот особняк 17-го века нам порекомендовали эксперты Музея Басманного района. Причём изучить его можно со всех сторон буквально не выходя из дома. Как такое возможно? Усилиями активистов, историков и ИТ-гуру в конце 2021 года была создана трёхмерная модель дома. Основанная на чертежах и доступных данных, она позволяет увидеть дом таким, каким он был при Петре I.
– То что мы сделали, это весьма точно, – обратил внимание Максим Воротников. – Основано на проекте реставрации. Сейчас это наиболее корректное изображение этого дома. Но многих вещей мы не знаем, возможно, где-то и ошибаемся.
Небоскрёбы Сити
Завершим подборку контрастным решением – отправимся к противоречивому комплексу "Москва-Сити". После особняков старой Москвы этот квартал вызовет шок до головокружения. Когда-то, в момент воплощения идеи в реальность, москвичи восприняли высотки отрицательно, но позже свыклись и даже некоторые из горожан их полюбили.
Metro обсудило с Александром Васькиным, москвоведом, писателем, изменение отношения города к небоскрёбам.
– Негатив, который сопутствовал началу строительства комплекса, оправдан тем, что были опасения, что нарушат привычные перспективы Москвы, – объяснил Александр. – Боязнь нового. Но видите ли, в чём дело? Уже столько за 90-е годы было понастроено, что Москву испортить невозможно. В Париже есть район Дефанс – его тоже не принимали, а сейчас вполне и водят туристов. Так что Сити – это наша достопримечательность.
Чтобы бросить взгляд на город, можно подняться на смотровую площадку. Но и без неё впечатлений будет немало. Пешеходная зона, организованная в этом году в этих краях, позволит встать и посмотреть вверх, не опасаясь автомобилей. Если прийти сначала утром, а позже заглянуть вечером, будет возможность оценить иллюминацию небоскрёбов и неожиданный цвет неба вечером – определённо медный.