— Многие думают: "Зачем всё менять?". Но мне кажется так: мы переходим не просто в следующий год, а в следующий век, — рассказывает в интервью Metro художественный руководитель Московского академического театра сатиры Сергей Газаров. — Театру в 2024 году исполнится 100 лет. Поэтому надо зафиксировать всё, что было — сохранить главные источники возникновения театра, его силы и цвета. Иначе это будет смотреться ретроградством.
Сейчас основные работы по фасаду закончены: стены перекрашены, окна и витрины для афиш, которые разместят на втором этаже, заменены на новые, установлены балконы для кондиционеров и главная гордость — медиаэкран. Дело за малым — осветить всё здание, установить обновлённую вывеску театра и повесить афиши и флаги размером 2,5 на 10 метров, анонсирующие премьеры.
Реставрации дождался и легендарный купол, который чудом пережил революцию и несколько лет протекал. Ему вернули прежний цвет — бронзовая терракота.
— Мне рассказывали, что его когда-то хотели убрать. Мол, так проще, всё равно его никто не видит, — признаётся Сергей Газаров. — И я очень рад, что этого не случилось. Надеюсь, что, когда мы включим подсветку, он станет отдельным футуристическим элементом, парящим над Москвой.
Когда с лицевой части фасада исчезнут леса, внимательные москвичи не найдут знаменитые маски — их перенесли на другую сторону.
— Меня всегда смущало, что у здания есть главный фасад и он должен быть идеальным. А всё остальное — торцы и задний фасад — могут оставаться в тени, потому что их никто не видит, — объясняет своё решение художественный руководитель. — Но у нас есть шикарный выход в сад "Аквариум", и стена с той стороны как будто создана для этих масок. Их мы отреставрировали, покрасили, вернули им первоначальный вид. И хотя сами по себе они очень яркие, я попросил осветить их, чтобы создавалось впечатление, будто они висят в воздухе.
Но изменения коснулись не только внешнего вида: тщательно прорабатывается и навигация для зрителей. Цветовое решение как на бумажном, так и на электронном билете подскажет, куда вам идти.
— Мы стремимся к аншлагу. И у нас это, слава богу, получается — 1206 мест на Основной сцене, не считая сцену "Чердак Сатиры". Понятная навигация поможет зрителю спокойно зайти и также спокойно выйти, — рассказывает Сергей Газаров.
Окончательно завершить реставрацию фасада и купола планируется к концу января — началу февраля, а внутреннее убранство — к столетию театра, 1 октября 2024 года, при этом не закрывая его.
Мы хотим, чтобы Москва быстрее увидела наш праздничный наряд. Сергей Газаров, художественный руководитель Московского академического театра сатиры
Раньше здесь служили жирафы
В начале XX века на месте Театра сатиры располагался Цирк Никитиных, о котором напоминают огромная дверь и купол
— В 1911 году цирковой актёр и антрепренёр Аким Никитин по проекту архитекторов Богдана Нилуса и Антона Гуржиенко построил между садом "Аквариум" и театром "Зон" (нынешний концертный зал им. Чайковского) цирк, — рассказывает заведующая литературно-драматургической частью Московского академического театра сатиры Нина Карпова. — Здание было оборудовано по последнему слову техники — с вращающимся и опускающимся манежем и устройством для водных феерий.
После революции цирк национализировали, переименовав в цирк РСФСР-2, или Второй госцирк. Затем, в 30-х, арену и зал приспособили для выступлений Первого советского мюзик-холла. А уже через пару лет на его месте зажил Московский театр оперетты. И только в середине 60-х здесь обосновался Театр сатиры, для которого бывший цирк не был первым пристанищем.
— 1 октября 1924 года Театр сатиры открылся в Большом Гнездниковском переулке, в подвале Дома Нирнзее, который в Москве называли "Тучерез", как самое большое здание в центре города. Его также именовали и Домом холостяков, и Четвёртым домом Моссовета, — говорит Нина Карпова. — И только после этого Московский театр сатиры переехал на площадь Маяковского — сначала в здание бывшего варьете "Альказар" в 1927 году, а затем в помещение Государственного еврейского театра после его закрытия в конце 40-х годов.
Но на этом путешествие Театра сатиры не закончилось. В начале 60-х он на два сезона обосновался в здании театра "Ромэн", и только в сезоне-1964/65 — в нынешнем здании. После чего и началась масштабная реконструкция.
— Последнюю, капитальную, осуществлял архитектор Степанов. Тогда же зрительный зал приобрёл вид единого амфитеатра, разделённого на партер и амфитеатр, — объясняет заведующая. — Купол довольно долго использовался по назначению. Но по просьбе руководства при реконструкции к нему "подвесили" малый зал, который первоначально использовался как репетиционное помещение. Позже он был переоборудован для проката спектаклей. Сейчас здесь находится сцена "Чердак Сатиры".
От прежнего цирка в нынешнем Театре сатиры остались круглая сцена, небольшие "карманы", где когда-то находились стойла животных, и огромная дверь, которую несколько раз меняли. Она выходит из-за кулис сразу в сад "Аквариум". Но если раньше через неё выводили слонов и жирафов, то сегодня выносят декорации.