На днях один из крупнейших сайтов для профессиональных художников ArtStation покрылся чёрными квадратиками с перечёркнутой аббревиатурой AI (сокращение от Artificial Intelligence – искусственный интеллект (ИИ). – Прим. ред.). Подпись гласит: "Нет картинкам, сгенерированным искусственным интеллектом!"
В последние годы нейросети серьёзно потеснили художников-профессионалов (например, как сообщает Vice, в штате Колорадо ИИ-шедевр выиграл на конкурсе искусств). С помощью машины теперь практически каждый может создать изображение за пару часов. Именно это не устраивает "классиков". Их просьбы сводятся к тому, чтобы платформа полностью запретила размещение картинок, созданных нейросетью, или, по крайней мере, чтобы её руководство обязало пользователей маркировать их как созданных нейросетью.
– Главная проблема заключается в том, что так называемое новое поколение художников ведёт себя чересчур вызывающе, – сказал Metro шаржист Михаил Каланчёв. – Они считают себя настоящими творцами, хотя по факту это больше программисты, которые задают те или иные параметры, чтобы сложилось определённое произведение. На площадях против них я бастовать, конечно, не собираюсь, но выступаю за то, чтобы этих "компьютерных гениев" считали чем-то вроде кружка по интересам, не превозносили. Чтобы их труды маркировались. Иначе искусству в будущем придёт крышка, сейчас даже великих художников мало кто знает, а с развитием нейросетей что будут помнить? Ники авторов? Не смешите. Это путь в тупик.
Художник-график Александр Таиров, напротив, считает, что "технический прогресс неизбежен и те же нейросети скоро будут способны ставить нам медицинские диагнозы". Таиров делится с Metro предположением, что в недалёком будущем кардинальные перемены произойдут и в искусстве.
– Возможно, живопись совершенно изменится. Появятся средства, позволяющие воссоздавать пространства, делать голографические картины, – поясняет он.
Художница Галина Быстрицкая согласна с Таировым в том, что развитие искусственного интеллекта не несёт в себе трагедии, потому что, по её мнению, бумажные книги и картины всё равно останутся.
– Картина как таковая сейчас в европейской культуре уходит на второй план, – сказала она Metro. – Её заменяют объекты – граффити, инсталляции, – идущие в общей связке с философией, историей, культурой. В будущем и музеи, и картины займут свою нишу. Так же как и бумажные книги, которые станут предметом роскоши.
А что по другую сторону баррикад? Популярный NFT-художник Алексей Румянцев отмечает, что опасения некоторых классиков вполне обоснованны, потому что искусство сейчас быстро впитывает в себя прогрессивные технологии, этот процесс уже не остановить.
– Работы, выполненные ИИ, в большинстве случаев выглядят более выигрышно, чем созданные вручную. Скорее всего, для утилитарных задач ИИ успешно заменит художников и иллюстраторов, – говорит он. – Надо либо просто встраиваться в новую повестку, изучать и использовать ИИ-арт как новый инструмент. Либо создавать свой уникальный продукт, так как людям интересны в первую очередь личность и истории.