30 ноября в Орловском музее изобразительных искусств состоится очередная выставка Никаса Сафронова. Как всегда, Сафронов – весьма востребован, его выставки проводятся регулярно, причём в разных уголках России. Metro поговорило с профессором о работе и многом другом.
Недавно экоактивисты повредили шедевр Веласкеса "Венера с зеркалом" в Лондонской национальной галерее. Двое молодых людей движения Just Stop Oil, которое призывает отказаться от разработок месторождений нефти и газа, разбили защитное стекло, повредив осколками знаменитую картину. До этого экоактивисты уже приклеивали себя к картине Джона Констебла "Телега для сена" (1821) и обливали томатным супом стекло, защищающее шедевр Винсента Ван Гога "Подсолнухи".
– Подобные акции – это результат пропагандируемой на Западе вседозволенности, где разрешено всё – вплоть до однополых браков. Псевдосвобода иногда доводит до абсурда, – считает художник Никас Сафронов. – У Брейгеля есть картина "Притча о слепых”, где один слепой падает, другой, который держится за него, вот-вот упадёт. И там ещё целая цепочка слепцов, которых ждёт такая же участь. У меня есть трасформация этой картины, написанная в моём стиле дрим-вижн, где на заднем плане я изображаю Европу с Эйфелевой башней, с флорентийскими знаковыми храмами. То есть теми знаковыми достопримечательностями, которые показывают туристам. На переднем же плане горят книги, которые сжигались во времена инквизиции и фашизма. Можно сказать, ведомо или неведомо Европа уничтожает свою культуру, истинные человеческие ценности.
По мнению народного художника РФ, в 80–90-х годах случился перелом, который затронул все сферы и привёл к деградации всего, в том числе и искусства. Сегодня вместо истинной живописи появились разного рода изощрения – инсталляции, перфомансы и другие новые направления, которые не созидают, а только эпатируют публику.
– Я был свидетелем одного "концерта", где музыкант сидел полчаса за роялем, потом нажал на одну клавишу – и ушёл. Знаю, что есть и другие подобные акции. Для написания картины используют свои детородные органы. Или выставляется в музее кусок асфальта и называется это произведением искусства. В моём понимании это перебор, – говорит наш собеседник. – Шедевр Диего Веласкеса "Венера с зеркалом" всегда был и остаётся источником для вдохновения. Под впечатлением от этой картины Франсиско Гойя когда-то написал свою картину "Маха обнажённая". Но сейчас многое перевернулось с ног на голову. Конечно, мы все против того, чтобы наносился ущерб природе. Но непростительное варварство привлекать внимание к проблемам, уничтожая великое. Я бы дал таким активистам совет: облить себя нефтью, поджечь и страдать. А тут в тепле, пришли, нанесли вред бесценному произведению искусства и, скорее всего, отделаются лёгким взысканием или штрафом. Но при этом картины от таких акций вандализма спрячут за ещё более прочными бронированными стёклами. Это приводит к лишним затратам. Из-за этого могут подняться цены на входные билеты.
Такие изуверские акции нельзя оставлять без внимания, считает Никас Сафронов, а "тех, кто это делает, нужно наказывать жёстко, чтобы впредь неповадно было". Попытки заигрывать с подобными акционистами, попирающими великое и святое, ведут нас в пропасть, уверен российский художник.
– Вспомним хотя бы Pussy Riot, которые устроили акцию в храме, издеваясь на чувствами верующих. И что в результате? Псевдодемократический мир поддержал их. Их, как каких-то героинь, позже приняли на Западе. Вот теперь они и пожинают плоды поощрения беззаконных акций. Все подобные истории – это достижение их так называемой демократии, – говорит Сафронов. – Эти прозападные тенденции добрались даже до Китая. Самый уважаемый и раскрученный американцами художник Ван Вэй. Что он сделал? Только одна из его акций: он берёт вазу, которой более 2 тысяч лет, которую он сам не создавал, бьёт её на мелкие кусочки и называет эту инсталляцию "семечки". Американцы покупают эти осколки за большие деньги.
Классические мастера постигали годами тайны творчества предшественников, создавая свои произведения на века. Но сегодня часто действуют методом Герострата, который сжёг храм Артемиды, великое чудо света, только для того, чтобы его имя осталось в веках.
Акции Ватикана и Чака Норриса
По словам российского художника, его личный опыт участия в протестных акциях всегда носил и носит только позитивный характер:
– В 90-м я участвовал в акции против дистрофии в Африке в поддержку тех, кто там голодал. Устраивал эту акцию Ватикан, и один мой друг-итальянец уговорил меня поучаствовать. Я предоставил несколько своих картин для аукциона, средства от которого пошли нуждающимся африканцам. И тогда в рамках этой акции нас лично принимал папа римский Иоанн Павел II. Потом ещё была акция “Против наркотиков в Америке”, которую организовывал Чак Норрис. Я участвую в огромном количестве мастер-классов и различных других акций, но всегда они носят позитивный характер и никому не приносят ущерба.
Картины и стиль Никаса Сафронова
В своих картинах Никас Сафронов часто обращается к полотнам старых мастеров, видоизменяя их. Но такие "посягательства" он не считает чем-то возмутительным.
– Я открыл новое направление и назвал его Dream Vision. Это стиль, напоминающий импрессионизм, – говорит автор. – Но, чтобы дойти до этого, я прошёл много школ, техник, я практиковал своё мастерство и в живописи, и в дизайне, и в иконописи, занимался театральной сценографией, изучал старых мастеров. И только после всего я начал экспериментировать в новом своём направлении и назвал это "дрим-вижн". Я объясняю это как увиденный мною сон, который ты видишь минут за 15 до пробуждения и помнишь его ещё минут 15 после пробуждения. Иногда я цитирую старых мастеров и подаю их в этой новой технике дрим-вижн. Я не первооткрыватель в этом, и многие художники, такие как Дали, Пикассо, использовали классические картины в своём творчестве, цитируя и предлагая новый взгляд на известные произведения. Как сказал Дали, "научитесь рисовать как старые мастера, а потом работайте как сочтёте нужным".
Отношение к искусственному интеллекту
– Прогресс остановить нельзя. И он будет всегда развиваться. К нейросетям нужно относится спокойно, брать от технологий самое полезное, но не рассматривать это как высокодуховное... – считает Никас Сафронов. – Да, машина может, конечно, сегодня обыграть Каспарова или другого гроссмейстера. Но стоит ли это делать?
Когда человек что-то создаёт, он вкладывает свою душу, используя вдохновение. И люди, которые смотрят на это, понимают, что картина была создана благодаря эмоциям и жизненному опыту. Именно поэтому Леонардо да Винчи посвятил 12 лет на изображение улыбки на картине "Мона Лиза".
Искусственный интеллект может быть хорошим подспорьем, когда надо упростить себе какие-то задачи, уверен художник. У Сафронова есть личный опыт в использовании искусственного интеллекта:
– Недавно мне нужно было сделать календарь на основе моих картин. Календарь должен быть вертикальным. А некоторые мои картины горизонтальные. ИИ помог мне добавить на них небо в той же технике, в которой была написана картина. Но и это, к сожалению, у ИИ не очень получилось. Пришлось взять холст и заново написать картину, добавляя нежно.
Факты биографии Никаса Сафронова
Сейчас Никасу Сафронову (настоящее имя Николай Степанович Сафронов) 67 лет. Он родился в Ульяновске в семье потомственных православных священников. Мама художника Анна Фёдоровна родом из города Паневежис и имеет финско-литовские корни, поэтому Сафронов выбрал себе литовский псевдоним – Никас.
Окончил Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова, Государственный художественный институт Литовской ССР по специальности дизайн, а также Московский художественный институт имени В. И. Сурикова по классу живописи.
Уже в молодости Никас Сафронов прославился необычным стилем своих картин и портретами звёзд и политиков. Художник три раза был женат официально, от второго брака у него есть сын Стефано. У Никаса Степановича есть и внебрачные сыновья. Он признал пять своих внебрачных сыновей, которым помогает финансово. Самый старший из них – Лука Затравкин, талантливый пианист, который периодически попадает в таблоиды из-за скандальных происшествий. Самый младший сын художника, Ландин родился в Австралии, сейчас учится в Шотландии и работает фотографом.