Он никогда не думал, что в 31 год сменит карандаш на автомат. На войну Евгений Кобытев ушёл сразу после выпуска из Киевского художественного института. Он отказался от брони, которая была ему положена как художнику.
– Это был порыв души. Весь его курс, все, кого он знал, все так поступили, – рассказал Metro Гордей Салтыков, главный хранитель Театра кукол С. В. Образцова, откуда были переданы куклы для выставки.
Евгения определили в артиллерию. В одном из боёв на Полтавщине он оказался в окружении. Художник вместе с товарищами по оружию попал в концлагерь "Хорольская Яма".
– Это был карьер советского кирпичного завода. В эту яму просто сгоняли пленных. В какой-то момент в ней находилось до 60 тысяч человек, – рассказывает хранитель театра.
Только факты
Евгений Кобытев делал кукол по технологии папье-маше – он размачивал газеты в клее. Кстати, газеты он использовал немецкие. Даже сейчас, рассматривая куклы, можно увидеть фрагменты фашистских новостей.
Ордена и медали на куклах настоящие. Художник использовал в создании "актёров театра" все подручные материалы.
Кукла Гитлера не сохранилась до наших дней. Именно она была самой большой и тяжёлой, а значит, самой недолговечной.
Было всего две серии рисованных работ о войне: "До последнего дыхания" и "Люди, будьте бдительны!".
Дочь Евгения – Вера Полынская-Кобытева пошла по стопам отца и тоже стала художницей.
Так вышло, что в "Яме" было много людей искусства. Были даже сокурсники Евгения. Они объединялись в группы, читали стихи и пели песни. Творчество помогало им справляться с мыслями о возможной смерти.
"Я должен выжить, чтобы рассказать о том, что я пережил, – писал Евгений Кобытев после войны в своей книге, – и рассказать это не только словами, но и рассказать об этом в графике".
Уже в лагере он делал зарисовки. Записную книжку он, конечно же, прятал, но однажды её нашли. Начальник лагеря увидел эти рисунки и сказал: "Ага, ты художник, значит, ну-ка давай-ка ты нас рисуй". И творчество его буквально спасло. Кобытев перерисовывал маленькие фотографии немцев на большой ватман. А позже и вовсе рисовал портреты на заказ. За это он получал дополнительную порцию еды.
В 1943 году Евгений организовал вместе с товарищами побег. Потом вернулся в ряды Красной армии:
– В то время человек, побывавший в плену, был под большим подозрением. Но слава богу, что у командования его части хватило ума понять, что этого человека не нужно и не за что наказывать. К тому же он смог доказать, что готов продолжать борьбу.
По словам Гордея Салтыкова, через год, в 1944-м, организовали фронтовые бригады кукольных театров по всей стране. Художник не остался в стороне и создал свой театр политической сатиры.
Евгений сам написал сценарий постановки, сделал карикатурных кукол и декорации. Он даже сам выступал.
– Куклы вызывали ощущение, что враг ничтожен и жалок, и мы его, конечно, победим, – объясняет Гордей. – Но ужасы, которые он пережил в яме, остались в нём на всю жизнь. В двух рисованных сериях – "До последнего дыхания" и "Люди, будьте бдительны!" – и книге "Хорольская Яма" он выложил всю накопленную боль. Это была такая самотерапия.
После войны Евгений переехал в Красноярск, где работал преподавателем в Красноярском художественном институте до конца жизни. Евгений Кобытев умер в 1973 году.