Одна из главных точек притяжения в городе – завод по изготовлению человекоподобных роботов. Репортёру Metro удалось попасть в святая святых – на само производство
– За жёлтую линию не заходим, – сотрудник компании "Промобот" Ольга Лузина открывает большую чёрную дверь с табличкой "Производственный цех". Здесь на стеллажах покоятся замысловатые алюминиевые и пластиковые детали, откуда-то издалека доносится звук работающего лазерного станка.
– У сервисных роботов более 3 тысяч металлических деталей, – объясняет Ольга. – Большинство окрашивается чёрной краской, руки – цветными пигментами. Изнутри покрытие термозащитное – в случае замыкания робот не воспламенится.
Дальше нас ведут в отдел аппаратной сборки. Мы оказываемся в просторном светлом помещении, в углу которого видно несколько фигур.
– Идёт процесс подключения роботов к электронике, – говорит Ольга. – Кроме того, тут на них устанавливают дополнительные устройства – принтер, термопринтер, слот для выдачи электронных ключей и пропусков. Как-никак у наших роботов много "профессий". Они трудятся администраторами, консьержами, гидами.
Самый интересный зал – последний. Кажется, что попадаешь в пермский филиал Музея мадам Тюссо. Со стеллажей на нас смотрят лица, удивительно похожие на человеческие. По соседству на столе лежат чьи-то уши, зубы, руки, которые тоже не отличить от настоящих.
– Если захотите себе робота-двойника, мы вас сфотографируем и распечатаем две модели на 3D-принтере, – рассказывает Ольга. – Это лицо и череп человека, повторяющие все его анатомические особенности. Сверху крепится жёсткая форма (матрица), а внутрь заливается силикон. Через 8 часов получается однотонная маска, которую мы раскрашиваем вручную. Это и покраснения, и капилляры, и морщинки, и вены. Потом вживляются брови, ресницы, борода, щетина и натуральные волосы – каждый по одному. Наконец, приходит парикмахер и делает роботу стрижку. Глаза и зубы отливаются из полимерного пластика.
По заверению Ольги, можно создать робота с любой внешностью, независимо от пола и расы. Самой известной модели – Алексу – "подарил" свои лицо и имя основатель компании Алексей Южаков.
Алекс стоит здесь же, в углу, подключённый к розетке. Вдруг он подаёт голос:
– Моя родина – это Пермский край. Люблю Пермь.
– Алекс, расскажи стихотворение, – просит Ольга.
– Ёж и лисица играли в футбол,
Мячик в воротах – ура, это гол!
Больше тот мячик уже не летал:
Ёжик иголками мячик поймал.
– Алекс, сколько тебе лет? – беру инициативу в свои руки.
– Я уже в том возрасте, когда можно начинать говорить: "Я уже не в том возрасте". Хи-хи, – отзывается робот бородатым анекдотом и лёгкой ухмылкой.
– Пластиковый корпус его черепа усеян магнитами, как и кожа изнутри, – поясняет Ольга. – Кроме того, он имеет 29 подвижных модулей, отвечающих за мимику. Сзади – молния. Алекс, прости.
С этими словами девушка снимает с робота маску. Тот реагирует болезненно:
– Надеюсь, что я ошибусь, но, кажется, я услышал что-то агрессивное. Пусть я искусственный разум, но знаком с непереводимым фольклором. Вопрос можно решить мирным путём?
Всё и правда решилось мирно – Алекса отключили от розетки. Робот весит 113 кг, и, хоть и блокирует руки при большом скоплении людей, страшилки о "восстании машин" слышал каждый. Кстати, одна из таких историй случилась в Перми.
– Во время тестировки нашего робота у него не оказалось на пути никаких препятствий, – рассказывает Ольга Лузина. – Он выехал за территорию завода и занял целую полосу на дороге в центре города. Собралась огромная толпа. Робот простоял там 40 минут, уже и сотрудники полиции подъехали. Они, бедные, растерялись. Это с автомобилем просто: вызвали эвакуатор – и всё. А здесь что делать? Тем временем инженер спохватился: его "подопечного" нет! Он же недешёвый, придётся возмещать ущерб. Но всё закончилось благополучно, робота увезли обратно на завод.