Ходжа Насреддин, Три Толстяка и Товарищ Кисляков разобрали главные театральные награды

В Москве в онлайн-формате раздали театральную премию "Золотая маска". Рассказываем, какие спектакли выиграли в главных номинациях
Ходжа Насреддин, Три Толстяка и Товарищ Кисляков разобрали главные театральные награды
Предоставлено пресс-службой театра "Мастерская Петра Фоменко"
Евгений Цыганов получил приз за роль режиссёра в спектакле "Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция".

"Три толстяка. Эпизод 7. Учитель"

Победа в номинации: "Драма/спектакль большой формы". 

О чём спектакль: Режиссёр Андрей Могучий, почти не касаясь текста классического романа, разбирает важнейшие конфликты из "Трёх толстяков", по-своему их развивая. На сказочный сюжет, в котором живое сердце заменили на механическое, подменили человека куклой, клоном в спектакле наслаиваются события из нашей истории, культуры, науки, политической жизни.

– Спектакль сложный, это наш очень долгий путь, – рассказал Андрей Могучий в рамках онлайн-церемонии награждения. – Цеха наши немало пролили песка и пота. Этот спектакль соотносит нас с тем временем, когда трудно было говорить правду, когда человек был лишён выбора. И важен он тем, что в основе его судьба отдельного человека, персоны. 

Исполнитель главной роли Сергей Дрейден добавил, что эта работа помогла в здравом уме пережить всё, что происходит вокруг: "Тут я обрёл какой-то покой и уверенность, что надо просто продолжать работать".

"Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция"

Победа в номинациях: "Драма/работа режиссёра" (Дмитрий Крымов), "Драма/ мужская роль" (Евгений Цыганов). 

О чём спектакль: Евгений Цыганов играет именитого пожилого режиссёра, которого приглашают поставить оперу "Дон Жуан" в театре, где он начинал свою карьеру. Его бесят все молодые актёры и первые репетиции превращаются в сцены из боевиков Квентина Тарантино. Но встреча со своими бывшими любовницами и друзьями заставляют героя сменить гнев на меланхолию и пуститься в воспоминания. Перевоплощение Цыганова в этой постановке просто невероятное, актёра невозможно узнать, как и оторваться от его игры.

Свою первую театральную премию Евгений Цыганов посвятил маме, отметив, что для неё его любые достижения важнее даже, чем для него самого.   

– Я хочу сказать спасибо родителям, которые 35 лет назад отвели меня в театр на Таганке, и я там мальчиком работал. Для меня, да и для многих других этот театр тогда был очень важен, так как даже во времена советской цензуры он нёс свободу мысли, высказывания, – сказал 43-летний актёр, поблагодарив всех своих театральных учителей. 

Цыганов получил приз и за режиссёра Дмитрия Крымова, который 25 февраля уехал в США, где 12 апреля состоялась премьера его спектакля "Вишнёвый сад", позже он сказал, что на родину не вернётся. По просьбе Крымова актёр передаст приз главреду "Новой газеты" Дмитрию Муратову.   

"Ходжа Насреддин"

Победа в номинациях: "Куклы/ спектакль"

О чём спектакль: В центре спектакля фольклорный персонаж мусульманского Востока Ходжа Насреддин – сказочный обманщик и плут. Рассказ о нём ведётся от имени ишака. Осёл – главный романтик и мыслитель, который помогает своему хозяину вернуть невесту из гарема Тамерлана, влюбляется в кобылицу и ведёт философские разговоры с надоедливой мухой. Сделать из ишака человека – последнее желание Насреддина и, похоже, самое реалистичное, ведь отыскать человеческое в людях у Ходжи так и не получилось.

В прямом включении из Театра Наций худрук Евгений Миронов, сначала поздравил всех лауреатов и попросил прощение у всех театров кукол, за то, что Театр Наций ступил не на свою территорию и удачно для себя забрал такую награду. 

– Я очень благодарен Тимуру Бекмамбетову, идеологу нашего спектакля за эту фантастическую, сумасшедшую идею, режиссёру Анне Викторовой за кропотливое и какое-то нерукотворное чудо. Я рад, что мы все отправились в это путешествие Ходжа Насреддина, который говорил: Путь важнее цели. 

"Товарищ Кисляков"

Победа в номинации: "Драма/ спектакль малой формы".

О чём спектакль:  Режиссёр Андрей Калинин открывает для театра забытую советскую прозу 1930-х годов, его спектакль — первое сценическое обращение к книге Пантелеймона Романова, пик писательской популярности которого пришёлся на 1920-ые годы. "Товарищ Кисляков" — мрачноватая сатира, описывающая путь героя-интеллегента от Ипполита Григорьевича к товарищу Кислякову через компромиссы и соглашательство на фоне Москвы конца 1920-х. И главные вопросы тут остаются актуальными – в чём предназначение интеллигенции и может ли личность идти против массы. 

"Саломея"

Победа в номинации: "Опера/ спектакль"

О чём спектакль: Режиссёр спектакля Клаус Гут так говорит про свою постановку и её содержание: ""Саломея" написана во времена, когда люди начинали исследовать свой внутренний космос, мир внутри своей головы. В 1900 Фрейд опубликовал "Толкование сновидений". В те же годы вышла пьеса Оскара Уайльда. Как эксперт по внутреннему миру человека, Рихард Штраус стал идеальным проводником в этом путешествии в бездну, которая находится у нас внутри, и подобрал для него точные краски. Сегодня мы живем в очень рациональном мире, где во главе угла стоят факты, и о мире бессознательного у нас до сих пор больше вопросов, чем ответов. Думаю, в природе этой оперы заложено столкновение с тем, что полно иррациональной силы, с переживанием или опытом, который просто не по силам нашему разуму". 

"Чайка"

Победа в номинации: "Балет/ спектакль"

О чём спектакль: "Для меня этот балет – возможность показать столкновение мощных сил, очень различных между собою взглядов. Что важнее – любовь матери и сына или их творческий конфликт? Страсть и влюбленность или позиция в искусстве? Стоит ли отдавать за это жизнь? – объясняет свой интерес к чеховской пьесе Александр Молочников, не только режиссёр, но и один из авторов либретто. – В хореографии сложно найти место нюансам чеховских реплик, поэтому мы сосредоточились на состоянии героев, образности событий и, конечно, главной теме. Это противостояние в искусстве, в первую очередь. Противостояние, которое мы наблюдаем ежедневно".