У старинного собора в центре шотландского городка Эррол стоит мемориальный камень из шокшинского малинового кварцита. Жители Эррола и близлежащих деревень приносят к нему цветы. Единственное в мире месторождение кварцита такого редкого цвета находится в Карелии. Трогательная история о том, как этот камень с берегов Онежского озера оказался в Шотландии, неотделима от другой истории — о советских гражданских лётчиках, которым война начертала особое предназначение.
Боевые операции авиагруппы удалось восстановить по часам
Путь МАОН — Московской авиагруппы особого назначения — начался в аэропорту Внуково в июне 1941 года. Лучшие пилоты, бортмеханики, штурманы и радисты гражданской авиации, собранные со всего Союза, повели двухмоторные пассажирские "Дугласы" на помощь истекающей кровью стране, выполняя задания Верховного главнокомандования Красной армией.
На долю МАОН пришлись два самых тяжёлых года Великой Отечественной и самые сложные военные операции. Асам гражданского воздушного флота пришлось учиться боевому искусству и тактике буквально на лету, и о многих героях мы бы сегодня не узнали (а это сотни фамилий!), если бы внучка одного из них — командира корабля Петра Ивановича Колесникова — не написала книгу "Лётчики особого назначения". На эту работу у Анны Белорусовой ушло десять лет.
— Мне удалось найти неизвестные архивные документы, — рассказала Анна во время презентации второго, дополненного издания своей книги в Российской государственной библиотеке. — Гражданский воздушный флот считался отраслью народного хозяйства, поэтому боевые отчёты и донесения МАОН, а также личные дела лётчиков были переданы в Российский государственный архив экономики. Ценные материалы обнаружились в фондах Центрального архива Минобороны. Благодаря большому труду, проделанному специалистами архивов по систематизации документов, я смогла, как мозаику, собрать боевую историю авиагруппы. Крупнейшие операции МАОН — такие как полгода работы на Ржевско-Вяземском направлении — и десятидневную хронику ночных полётов в осаждённый Севастополь мне удалось восстановить буквально по часам.
В Российском госархиве социально-политической истории писательнице посчастливилось найти боевые альбомы, которые оформлял бортстрелок Николай Розов, после войны известный скульптор. Его фронтовой графикой иллюстрирована книга.
Лётчики садились и взлетали в полной темноте
"Дугласы" под управлением гражданских лётчиков снабжали снарядами и танковым горючим части Красной армии, оборонявшие Москву, доставляли продовольствие по воздушной Дороге жизни через Ладогу в блокадный Ленинград, перебрасывали боеприпасы и десантное подкрепление окружённым под Вязьмой войскам, вывозили раненых из горящего Севастополя, чудом ещё державшего оборону, забрасывали разведчиков-парашютистов в богом забытые места, помогали партизанам в глухих лесах и совершали множество других каждодневных подвигов.
— Все экипажи в любую погоду выполняли по несколько вылетов за ночь в тыл врага. В апреле 1942-го 33-я армия генерала Ефремова почти полностью погибла, пытаясь вырваться из немецкого кольца. Выжившие в этой бойне под Вязьмой шесть ночей пробирались к партизанам лесами и болотами — почти 700 раненых, измождённых, обречённых на гибель людей. И каждую ночь в небе над ними появлялся один и тот же самолёт, который сбрасывал продукты и медикаменты. Это был мой дед — Пётр Колесников, — рассказывает Анна. — В последние дни обороны Севастополя "Дугласы" один за другим шли над ночным морем к Херсонесскому маяку. В кромешной темноте под шквалом артиллерийского огня пилоты садились на каменистом мысе и, выгрузив ящики со снарядами, вылетали с ранеными обратно в Краснодар.
Отдельный раздел книги посвящён секретной советско-британской операции "Албемарл", которая семь десятилетий была нераскрытой страницей Второй мировой войны. В начале 1943 года Великобритания передала СССР партию бомбардировщиков "Албемарл" — и по заданию Госкомитета обороны советские экипажи должны были перегнать самолёты через оккупированные территории в Москву.
Отправной точкой перегоночной операции была авиабаза Королевских ВВС в Эрроле — туда и направили "лётчиков особого назначения". Два самолёта были сбиты вражескими истребителями на маршруте над Северным морем, ещё один потерпел крушение во время тренировочного полёта у деревни Фернан. Лётчики — командир экипажа Герой Советского Союза Александр Груздин, бортрадист Василий Дрямин и бортмеханик Александр Алексеев — сумели увести потерявший управление бомбардировщик от деревни, и никто из мирных жителей не пострадал.
Троих погибших асов кремировали в Шотландии, урны с их прахом погребены в стене Новодевичьего кладбища, рядом с барельефом самолёта "Максим Горький".
На шотландском аэродроме посадили берёзы
Книга Анны Белорусовой стала своего рода летописью МАОН, но значимость её десятилетнего труда на самом деле куда больше. Работа над первым, а потом и над вторым изданием сплотила десятки людей из России и Шотландии, в честь героев-лётчиков открыты мемориалы и музеи: один из них находится на родине Петра Колесникова, в селе Митрофановка Воронежской области, второй — в посёлке Хвойная Новгородской области, откуда авиагруппа совершала вылеты в блокадный Ленинград осенью-зимой 1941-го.
Перед хвойнинским музеем стоит мемориальный камень лётчикам МАОН — близнец шотландского "побратима". Таким же карельским малиновым кварцитом облицована Могила Неизвестного Солдата у Кремлёвской стены. Память погибшего экипажа у деревни Фернан хранит свой камень, из чёрного базальта.
А на бывшем аэродроме рядом с Эрролом по инициативе местных жителей и Анны Белорусовой в честь наших лётчиков открыли памятную доску. Рядом с ней шотландцы посадили берёзы — как дань уважения героям из далёкой страны, с которыми они вместе победили самое страшное зло, какое когда-либо видел мир...
На презентацию второго издания книги "Лётчики особого назначения" в "Ленинке" собрались сыновья, внуки и правнуки самих лётчиков, хранители мемориальных музеев, работники архивов, карельские мастера, создавшие мемориальный камень в Эрроле, руководство Росавиации – все те, кто внёс свой вклад в восстановление исторической памяти о МАОН. Шотландию по видеосвязи представлял генерал Мелвилл Джеймсон. Он напомнил о союзническом братстве двух стран, память о котором так важно беречь.
Читайте также: Историк рассказал, как смерть Сталина повлияла на СССР.