По сюжету "Сказки для взрослых" криминальный авторитет Батя созывает трёх "сыновей" для "ответственного задания". Три года назад некий хранитель областного общака Муля сбежал, прихватив деньги. Его вроде бы нашли, наказали и даже похоронили. Но вдруг выясняется, что Мулю, живого и невредимого, "засекли" сразу в трёх городах: Питере, Новосибирске и Ростове. Батя посылает "сыновей" в эти города на разведку. Для каждого из них путешествие окажется не самым простым. Об идее фильма, его создании и героях Metro рассказал режиссёр Роман Михайлов.
Криминальная драма или эзотерический трактат
"2,5 года назад мы сидели с Федей (Лавровым) у меня дома и занимались обычными делами – я ему рассказывал различные сюжеты. За один из них Федя ухватился и сказал: "Это должно быть кино". Это история о трёх братьях, которых отец посылает куда-то, – один из популярнейших сюжетов наших сказок", – рассказал Михайлов.
Одного из сыновей – младшего – сыграл сам Михайлов, среднего – второй режиссёр Фёдор Лавров, старшего – актёр Кирилл Полухин.
По словам Михайлова, всё началось как эксперимент, а сам он, начав играть роль младшего брата – каталы, позже хотел заменить себя на профессионального актёра. "Но потом пошло: разложилось, как разложилось, карты подключились – где я ещё смогу повыпендриваться флоришами карточными? (Жонглированием картами. – Прим. ред.) – продолжил он. – Сценарий сам формировал себя. Он как-то складывался, как живой поток. Подтягивались люди, работали, причём бесплатно. Получилась сказка, я очень надеюсь, что светлая. Кто-то, возможно, ждёт криминальную драму... Но, конечно, это далеко не криминальная драма. Это, скорее, эзотерический трактат. А больше всего это соответствует жанру сказки".
Для тех, кто помнит 90-е
Картина изобилует символами, иносказаниями. Однако единственной открытой метафорой, по словам Михайлова, является финальная сцена, которая снята в антикварной лавке: "Это прямой намёк на то, что эти три представителя криминала, братвы: один – бывший спортсмен, второй – блатной по понятиям, третий – беспредельщик – являются, по сути, антиквариатом. В принципе они стали какой-то глиной для нового мира".
"Здесь много интерпретаций, символизма, и этот криминальный мир не более чем декорация, – сказал режиссёр. – Я, конечно, старался работать над языком, над сленгом, но, думаю, молодое поколение не все слова даже поймёт, как и то, что там вообще происходит: какой "общак", какое "стянули"? Какой "батя на крыше", какой "Муля"? Что за люди там со "стволами" стоят? Но для людей, которые проходили через 90-е, там очень многое узнаваемо, и нам, людям, которые имеют культуру 90-х внутри себя, что остаётся? Только сказки рассказывать".
А был ли Муля?
Каждый из братьев ищет вора Мулю, и каждый его вроде бы находит, но потом начинает сомневаться: тот ли это Муля? "Им может быть некий фантом, может быть идея, может быть надежда или какая-то утрата либо память, которая мерцает, то появляется, то исчезает... Или это реальный персонаж, который стащил общак. Кстати, была такая история, друзья рассказывали, общак стащили, и потом этого реального человека видели в Сочи, – рассказал Михайлов. – На самом деле здесь ещё и заложена идея того, что у каждого свой Муля, и каждый находит своего, и Муля – это как цель, как задача. То есть он необязательно должен быть каким-то объектом. Это может быть что-то внутри или в глубоком космосе".
Инверсия древнеиндийской пьесы
Михайлов рассказал, что для него было очень важно держать ритм. "Начинается всё действительно как криминальная драма. Смотришь 15 минут такой правдивый околокриминальный андеграундный фильм, а дальше эта воронка какого-то лёгкого бредика с карликом, проводниками, лошадьми начинает затягивать и в конце приводит к разговору о времени года", – рассказал он. Такой приём режиссёр позаимствовал, по его признанию, в древнеиндийском театре. "Древнеиндийская драма очень часто начинается с восхваления времени года: выходит на сцену драматург или режиссёр и говорит: "Какая прекрасная весна!" Так и мы решили сделать в своём фильме, но только не в начале, а в конце, так называемую инверсию".
Помощь по-братски
Для создателей картины важно было этим фильмом ещё и показать, что независимое кино возможно. "Реально. Без каких-то больших средств. Чисто на кентах, на корешах своих. На интересе, на угаре сделать кино, в такой бред вписаться, такие тексты попроизносить", – сказал режиссёр, переходя на язык своего героя.
Так, например, в фильме появился актёр, сыгравший Мулю, Евгений Ткачук. "Мы давно Женю знаем, и нам показалось, что ему эта роль очень подходит. Мы связались, он прочёл сценарий, посмотрел какие-то кусочки, сразу согласился и своих лошадей тоже вписал в фильм. А он специалист по лошадям, и они у нас тоже сыграли как актёры, причём практически бесплатно. Мы им только купили сена", – рассказал Михайлов.
Новая сказка
В одном из фильмов – "Межсезонье", который также был в конкурсе "Духа огня", задавался вопрос: "Довольны ли вы своей жизнью и своей деятельностью?" "Я могу вам сказать, что рассказывание волшебных историй – это то, что мне интересней всего в данный момент, – признался режиссёр. – Сейчас практически тем же составом мы работаем над мелодрамой, съёмки почти завершены. Это сумеречная мелодрама, милая история любви, сверхчувственная драма. Рабочее название "Снег, сестра и росомаха". И если в "Сказке" криминал является декорацией, то там будет сектантство".
Кого ещё наградили в Ханты-Мансийске
Призы вручали за два года, так как в прошлом году из-за пандемии смотр не состоялся.
"Серебряную тайгу" (300 тысяч рублей) XX фестиваля международное жюри под председательством режиссёра Бориса Фрумина присудило американской картине "Собор" Рики Д’Амброуза, за прошлогодний смотр – филиппинской ленте "Буксир" Джона Лазама.
По "Бронзовой тайге" и по 100 тысяч рублей получили "54-й канал" Лукаса Ривьеры (Аргентина) и "Ночь королей" режиссёра Филиппа Лакота (Кот-д'Ивуар, Франция, Канада, Сенегал).
Главный приз конкурса российских дебютов XX фестиваля "За сохранение культурных традиций" жюри под председательством режиссёра Алексея Учителя присудило фильму "Край" Алексея Лапина, приз зрительских симпатий получила картина "Шинед О'Коннор" Рината Махмудова.
Российские дебюты XIX фестиваля оценивало жюри под председательством режиссёра Алексея Федорченко. Здесь абсолютным фаворитом стала чёрная комедия Армена Акопяна и Дмитрия Тархова "Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали". Фильм получил приз "Цветы таёжной надежды" за режиссуру, а актёры Алексей Гуськов и Юлия Ауг, сыгравшие в нём, стали обладателями призов имени Александра Абдулова за лучшую мужскую и женские роли.
Актёрские награды в конкурсе российских дебютов XX фестиваля достались Олегу Савостюку за работу в фильме "Я иду искать" режиссёра Евгения Дудчака и Елене Подкаминской за роль в картине "Шинед О'Коннор".
Приз Гильдии операторов России имени Павла Лебешева "За лучшую операторскую работу в российском дебютном фильме" XX фестиваля получил Антон Громов за фильм "Другое имя" режиссёра Веты Гераськиной, которая также была отмечена призом за работу с музыкой.
Лучшим оператором XIX фестиваля признан Алексей Вензос (фильм "Чупакабра", режиссёр Григорий Коломийцев, взявший приз за работу с музыкой). Актёр Платон Кузмич, сыгравший в этом фильме, получил диплом жюри "Открытие года", этим же дипломом награждена актриса Елизавета Шультес (фильм "Недо" режиссёра Габриелы Селивановой). Сама же Селиванова удостоилась диплома "Особое мнение председателя жюри "За лучшую режиссуру".
В конкурсе "Короткий метр" призы XX фестиваля распределились следующим образом: Гран-при – "Триптих" (режиссёр Яна Осман), второе место – "St. Petersburg, Florida" (режиссёр Осман Набиев), специальное упоминание жюри.
"За нежность" – «Слоукор» (режиссёр Владислав Добришин). Приз "Золотая тайга – короткий метр" XIX фестиваля достался картине "Встречи. Эпизод 1" (режиссёр Павел Сердюков), второе место взял фильм "Любимый братом" (режиссёр Демид Романов), специального упоминания жюри "За взгляд в бездну" удостоился "Выход" (режиссёр Иван Басов).
В конкурсе фильмов для детей и юношества "Твоё кино", которое судило международное жюри под председательством датской писательницы и сценариста Мариеллы Харпелунде Йенсен, главный приз взял фильм "Шум" канадского режиссёра Фредерика Нигана Труделя. Диплом "Лучший европейский фильм для детей" получила норвежская картина "Сёстры" (режиссёры Силджи Саломонсен и Ариль Остин Оммундсен), специального упоминания жюри удостоилась мексиканская лента "Сердце Мескита" (режиссёр Ана Лаура Кальдерон).