Грамотному человеку грамматика не нужна, а неграмотного можно обучить без её применения

В этом уверена филолог и нейрофизиолог Наталья Романова, которая представила на днях в Московском доме книги свой труд "Пиши без правил"
Грамотному человеку грамматика не нужна, а неграмотного можно обучить без её применения
Московский дом книги
Наталья Романова больше 30 лет борется с дисграфией.

Когда-то Наталья Романова выучилась на филолога в Ленинградском государственном университете и начала преподавать русский язык. Со временем она задумалась, почему многие знают все грамматические правила, занимаются годами, но всё равно продолжают писать с огромным количеством ошибок. 

Поиск ответа на этот вопрос привёл Наталью в Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, который она окончила по специальности нейрофизиология. Изучение нервной системы и мозговой деятельности человека привело её к мысли, что причина неграмотности – незрелость речевых систем, или дисграфия. 

– Это не заболевание, а особенность роста человека, – рассказывает Наталья. – Чаще всего подростковая дисграфия проходит вместе с дозреванием клеток головного мозга, но в ряде случаев это не происходит. Все, у кого есть стойкие ошибки, несмотря на обучение, – это дисграфики. В каждом школьном классе они есть. Этого бояться не нужно, сейчас в школах к этому явлению относятся лояльнее, чем раньше. Дисграфия может задержаться до конца школы. Репетиторство здесь не поможет: нужны другие программы и способы реабилитации письма. 

В результате своих исследований и наблюдений Романова больше 30 лет назад разработала программу обучения грамотному письму без изучения правил, которая находится на стыке неврологии и лингвистики. В основе обучения – алгоритмы, и поэтому оно ближе к точным наукам, нежели к гуманитарным. В 1992 году она открыла свою Школу грамотности и с тех пор обучает молодёжь и взрослых писать без ошибок без единого грамматического правила.

– Ошибки можно "убрать" очень быстро и сделать человека грамотным, для этого не нужно десять лет изучать синтаксис, морфологию и так далее, – рассказывает филолог. – Чем больше человек учит правила, тем больше он делает ошибок. Грамотному человеку правила по большому счёту не нужны, а дисграфику эти правила ещё меньше помогают, потому что он начинает волноваться, терять понимание смысла слова. 

Автор и её новая книга.
Московский дом книги
Автор и её новая книга.

Наталья Романова выпустила уже несколько книг, и её новый труд "Пиши без правил" – для взрослых, у которых есть проблемы с грамотным письмом. По словам автора, в её школу регулярно обращаются взрослые люди, которых беспокоят их ошибки: они испытывают трудности в продвижении своей карьеры, им неудобно, у них возникает страх. В книге есть чёткие инструкции, как быстро снизить количество грамматических ошибок. 

– Эта книга отличается от других пособий по грамотному письму: какое из них ни открыть, везде грамматика, а грамматика и грамотность – это разные вещи, – поясняет Наталья. – Слова похожие, и люди часто не видят разницы: учи грамматику, будь грамотным. Грамотность – это практический навык, а грамматика – наука. Можно выучить всю грамматику и быть малограмотным. А можно не знать никакой грамматики и писать без ошибок. Огромное количество людей училось давно, не помнит никакие правила, а может, никогда их и не знало, но при этом у них нет никаких проблем – рука пишет сама. А есть люди, которые годами занимаются с репетитором, и при этом у них ошибка на ошибке. 

Интуитивная грамотность человека, по мнению Натальи Романовой, зависит от трёх составляющих: зрелость речевых систем, фонематический слух и внимание. Фонематический слух – это, коротко говоря, хорошее различение звуков (и это совсем не то, что слух музыкальный). 

– Мы в нашей школе продолжаем работать над вопросами грамотности уже 30 лет, и я не могу сказать, что мы достигли идеала, – рассказывает Наталья Романова. – Кого-то можно обучить быстрее, кого-то дольше. 

Советы и лайфхаки Натальи Романовой для читателей Metro, которые хотят научиться писать грамотно:

1. При письме всё решает скорость и смелость. Не рассуждай и не сомневайся. Сомнение – это всегда путь к ошибке. Верным окажется первое решение.

2. Написал – не исправляй. Практика показывает: в подавляющем большинстве случаев люди исправляют правильное на неправильное.

3. Произноси слова по-разному. Правильный вариант тот, который лучше звучит и легче для языка. Опора на речь!

4. Никогда не задавай себе вопросов, которые начинаются со слов "а если" и "а вдруг". То, чего ты опасаешься, никогда не случится. Помни: письмо – это только здесь и только сейчас!

А вот пара лайфхаков. Благодаря им можно быстро минимизировать количество ошибок:

а) если сомневаешься, слитно или раздельно, выбирай вариант "слитно"! Пробел рука ставит сама, там ошибиться нельзя: с другом, в рюкзак, на стол, не выспался. А где трудно – там слитно: (с)низу (в)верх, (в)полголоса, (на)вынос, (не)далеко, (не)внимательный, (пол)тарелки;

б) Если не знаешь, одно или два Н, выбирай одно! Больше всего ошибок – это именно лишние Н: серебря... ый, гости... ая, овся... ое, беше... ый, кваше... ая, жаре... ый, вяза... ый, дра... ики, труже... ик, муче... ик, плетё... ый – тут везде одна Н. А вот в словах с двумя Н ошибки бывают крайне редко.