В 2022 году спрос на говядину в странах, в чьих культурах это мясо занимает видное место, резко упал, и его потребление будет только снижаться и дальше, пишет Bloomberg. Речь, прежде всего, о таких странах, как Аргентина, Бразилия, Великобритания и Соединённые Штаты.
Хуже всего ситуация в Аргентине, где инфляция за последний год составила порядка 100%. Так, если 15 лет назад в стране потребляли более 68 кг говядины на душу населения, то в 2022 году этот показатель снизился до 47 кг. Поэтому аргентинцы стали больше есть птичьего мяса: за последние 20 лет его потребление выросло с 18 до 46 кг.
Как рассказал Metro руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, в 2022 году мир был охвачен глобальной инфляцией, которую развитые страны не знали много десятилетий.
— Товары и услуги дорожали, и люди стали экономить на всём. Что касается мяса, то в периоды кризисов люди переключаются с более дорогих частей, с вырезки, на диафрагму или фарш — либо на свинину или птицу, — говорит эксперт.
По его словам, в мире и до кризисных явлений среднее потребление говядины падало: в 2000 году на долю мяса коров приходилось 24% потребления, а в 2022 году — уже 20%.
— Потребление увеличивает население небогатых развивающихся стран за счёт птицы и свинины. В России такие же тенденции, — замечает собеседник.
Кстати, раньше, в советские времена, говядина в нашей стране стоила дешевле, чем птица, отрасль жёстко дотировалась, но после развала СССР она пришла в упадок.
— Говядина в России 20 лет назад была дешевле, чем свинина, и составляла 40% потребления. В 2022 году доля её потребления в потребительской корзине составляла уже менее 20%. Но потребление дорогой премиальной говядины продолжает увеличиваться, — говорит Сергей Юшин.
Речь идёт о мясе коров, чья цена в рознице составляет от 1500 до 6000 рублей за килограмм. Так, 10 лет назад премиального мяса потреблялось не более 3000 тонн в год, сегодня же в ресторанах, барах, стейк-хаусах готовится и потребляется примерно 40 000 тонн в год.
— По мере того как увеличивается доступность мяса, его предложение, люди даже со средним достатком желают съесть сочный стейк, побаловать себя. Улучшение физической доступности стимулирует потребление. Огромную просветительскую работу делают сами шеф-повара через медиа и YouTube-каналы, чем популяризуют потребление говядины, — обращает внимание собеседник. Поэтому россияне сами стали чаще покупать гриль, коптильни.
Однако в мире производство говядины стагнирует, отмечает Сергей Юшин.
— С 2015 по 2022 год производство в России выросло на 7%, а в мире — лишь на 1%, — говорит эксперт.
Как рассказал Metro бренд-шеф и управляющий партнёр "Торро-гриль" Кирилл Мартыненко, цены в ресторанном сегменте за последний год выросли на 12–20%. При этом спрос не падает.
— Но есть некоторое перераспределение: раньше ели отрубы премиального качества, но сейчас едят более дешёвые части туши, — говорит эксперт.
Он называет говядину "роллс-ройсом" в мире животноводства", поскольку это самое дорогое мясо, на чьё ценообразование влияют цены на энергоресурсы, удобрения, зерно, корма, медикаменты и так далее. Это очень сложный бизнес.
Как рассказал Metro бренд-шеф ресторанов "Ян Примус" Анатолий Аношин, в Москве снижения потребления говядины не наблюдается.
— Осенью, после частичной мобилизации, спрос упал, но ситуация стабилизировалась, народ вернулся, — говорит собеседник.
По его словам, в 2022 году цены повышались на 15–20% в зависимости от отруба.