Государство признало чеболизацию экономики России по типу Японии

Народное хозяйство нашей страны становится похожим на экономики «азиатских драконов». Крупный бизнес России развивается по типу промышленно-финансовых концернов Южной Кореи и Японии
Государство признало чеболизацию экономики России по типу Японии
Григорий Сысоев / РИА "Новости"
Сбербанк стал заниматься девелопментом, начав строить комплекс "СберСити".

В корейском языке есть слово "чеболь", которое передаёт звучание двух иероглифов в японском слове "дзайбацу". Оно означает семью богачей. До Второй мировой войны в Стране восходящего солнца так называли крупные промышленно-финансовые концерны, которые занимались и добычей сырья, и производством техники, и торговлей. Речь, к примеру, о таких дзайбацу, как "Мицуи", "Мицубиси" или "Тойота". Эти корпорации принадлежали одним и тем же кланам или семьям. 

После окончания Корейской войны в 1953 году подобные компании – "чеболи" – стали появляться и в Южной Корее. Такие концерны ("Самсунг", "Хёндай", "Дэу") сделали страну одной из передовых экономик мира.

Похоже, что этот тренд дошёл и до России. Об этом заявил РИА "Новости" замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.

– Почему мы говорим про движение в сторону "чеболизации"? Когда рынок был глобальным, а кредиты относительно доступными, промышленность работала как бы сама по себе. Но как только возникли по-настоящему серьёзные санкционные ограничения, появилась необходимость в финансовом партнёре и сбыте продукции через торговые компании, – объяснил чиновник. – То есть сейчас требуется синергия финансового, торгового и промышленного капитала – «чеболизация» по форме, не по генезису. И этот тренд будет продолжаться.

Чеболизация российской экономики началась раньше, в 2008 году, заочно спорит с замминистра Алексей Ведев, доктор экономических наук.

– Именно тогда при глобальной экономической нестабильности и кризисе росла доля государства, –вспоминает аналитик. – Началась монополизация и олигополизация отраслей экономики, и, естественно, происходит её укрупнение. Вот поэтому мы этот процесс видим сейчас, а санкции его только усилили.

Олигополия – это когда рынок делят несколько не конкурирующих друг с другом компаний. Выгодно ли это гражданам?

С одной стороны, это идёт вразрез с интересами рядового потребителя. Ведь низкая конкуренция бизнеса ведёт к снижению качества продаваемых им товаров и оказываемых услуг, повышению цен на них, отметил Алексей Ведев.

С другой стороны, за российскими "чеболями" и "дзайбацу" – большие финансы. Они позволяют расширять бизнес, создавая новые рабочие места. Поэтому и безработица у нас на исторических минимумах.