Художник Владимир Селезнёв впервые полетел на самолёте, когда ему исполнилось 35. Во время посадки он посмотрел в иллюминатор и увидел в темноте ночи огоньки большого города. Этот образ он сохранил в памяти как один из самых больших чудес света.
Много лет Владимир прожил в спальных районах Нижнего Тагила и Екатеринбурга, где урны, битком забитые мусором, были обыденным явлением. Соединив все впечатления, Владимир Селезнёв в 2009 году создал свой первый "Метрополис" – инсталляцию города из мусора. Позже в Третьяковке он увидел выставку Ильи Кабакова, который сделал инсталляцию из мусора, собранного в мастерской: банки, кисточки, бумажки, газеты и тряпочки. Кабаков разложил их в выставочном пространстве, потому что считал музей большой помойкой, где хранится куча непонятного, от античных ваз до современных монет. Это тоже повлияло на Селезнёва.
Название он взял от одноимённого чёрно-белого фильма об утопическом городе богатых и бедных. Бедные трудятся в подземном мире, а богатые пользуются их трудами на поверхности. В отличие от киношного "Метрополиса", инсталляция Селезнёва демократична: мусор – доступный и простой материал, его художник собирает сам или в компании местных жителей в том месте, где планирует строить город. Иногда мусор люди приносят ему сами.
– В ГЭС-2 показана адаптация последней версии "Метрополиса" с выставки 2022 года "Вещь. Пространство. Человек" из Третьяковской галереи, – рассказывает Дмитрий Белкин, ассистент кураторов Зельфиры Трегуловой и Франческо Бонами. – Этот мусор из галереи. Здесь есть и вещи, оставленные для художника, например, коробочка с надписью "Для Вовы". Есть строительные пенки и бракованные этикетки, оставшийся после монтажа выставки "Квадрат и пространство", и упаковка от моих антигистаминных препаратов. Эту инсталляцию мы адаптировали под наше пространство: добавили зеркала, чтобы город казался бесконечным.
У "Метрополиса" есть две фазы жизни. Сначала зритель видит неприглядный мусор: расставленные на полу бутылки из под йогуртов, молока, соков, баночки, коробки, винтажные лампы. Через 10 секунд свет выключается, и является светящийся город с высотками, пятиэтажками, эстакадами, дорогами, переулочками, парками и спортивными площадками. Дмитрий рассказывает, что увидеть это могут только терпеливые зрители.
– Есть те, кто заходит в комнату при включённом свете, видит гору мусора, ничего не понимает и уходит, не хочет потратить 10 секунд своей жизни и задержаться. А те, кто остаётся, доверившись художнику, наблюдают чудо перерождения мусора в прекрасный город, момент, когда рождается искусство.
Предметы Владимир расписывает светонакапливающей краской: рисует на бутылках квадратики и точки так, чтобы в темноте они напоминали зажигающиеся по вечерам окна. В конце окунает кисть в краску и разбрызгивает каплями по городу. Это делает инсталляцию однородной. Выстраивая города, в дальний угол он ставит самые крупные и высокие коробки из-под техники, длинные высокие бутылки. Они имитируют небоскрёбы, сталинскую архитектуру, высотки. Ими он выстраивает контур города. Ближе к зрителю расставляет мусор помельче.
Свет в этой работе имеет для художника большое значение – накапливающая краска становится метафорой памяти города. Свет и город – сквозные образы выставки "Квадрат и пространство": для художников начала XX века, которые жили во времена, когда по улицами ездили на повозках и пользовались свечами, электрическое освещение стало настоящим волшебством. Поэтому инсталляция Селезнёва завершает выставку.
– Есть ещё один момент, о котором стоит упомянуть, – Дмитрий выдерживает паузу и продолжает. – В ГЭС представлен метафорический город. У его названия есть подзаголовок: "Traum(a)stadt". С немецкого "траум" переводится как мечта, а "штадт" – город. Но между ними стоит "а", если скобки раскрыть, получится "траума". По-русски, "травма". Этот город травмы, который благодаря искусству превращается в город мечты.