Город травмы, город мечты: Владимир Селезнёв показал свой "Метрополис"

Как из травмы вырастает мечта? Репортёр Metro узнала об этом на выставке "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2"
Город травмы, город мечты: Владимир Селезнёв показал свой "Метрополис"
пресс-служба Дома культуры "ГЭС-2"
Мусор при выключенном свете превращается в светящийся город.

Художник Владимир Селезнёв впервые полетел на самолёте, когда ему исполнилось 35. Во время посадки он посмотрел в иллюминатор и увидел в темноте ночи огоньки большого города. Этот образ он сохранил в памяти как один из самых больших чудес света.

Много лет Владимир прожил в спальных районах Нижнего Тагила и Екатеринбурга, где урны, битком забитые мусором, были обыденным явлением. Соединив все впечатления, Владимир Селезнёв в 2009 году создал свой первый "Метрополис" – инсталляцию города из мусора. Позже в Третьяковке он увидел выставку Ильи Кабакова, который сделал инсталляцию из мусора, собранного в мастерской: банки, кисточки, бумажки, газеты и тряпочки. Кабаков разложил их в выставочном пространстве, потому что считал музей большой помойкой, где хранится куча непонятного, от античных ваз до современных монет. Это тоже повлияло на Селезнёва.

При свете зритель видит гору мусора на полу.
пресс-служба Дома культуры "ГЭС-2"
При свете зритель видит гору мусора на полу.

Название он взял от одноимённого чёрно-белого фильма об утопическом городе богатых и бедных. Бедные трудятся в подземном мире, а богатые пользуются их трудами на поверхности. В отличие от киношного "Метрополиса", инсталляция Селезнёва демократична: мусор – доступный и простой материал, его художник собирает сам или в компании местных жителей в том месте, где планирует строить город. Иногда мусор люди приносят ему сами. 

– В ГЭС-2 показана адаптация последней версии "Метрополиса" с выставки 2022 года "Вещь. Пространство. Человек" из Третьяковской галереи, – рассказывает Дмитрий Белкин, ассистент кураторов Зельфиры Трегуловой и Франческо Бонами. – Этот мусор из галереи. Здесь есть и вещи, оставленные для художника, например, коробочка с надписью "Для Вовы". Есть строительные пенки и бракованные этикетки, оставшийся после монтажа выставки "Квадрат и пространство", и упаковка от моих антигистаминных препаратов. Эту инсталляцию мы адаптировали под наше пространство: добавили зеркала, чтобы город казался бесконечным.  

У "Метрополиса" есть две фазы жизни. Сначала зритель видит неприглядный мусор: расставленные на полу бутылки из под йогуртов, молока, соков, баночки, коробки, винтажные лампы. Через 10 секунд свет выключается, и является светящийся город с высотками, пятиэтажками, эстакадами, дорогами, переулочками, парками и спортивными площадками. Дмитрий рассказывает, что увидеть это могут только терпеливые зрители. 

– Есть те, кто заходит в комнату при включённом свете, видит гору мусора, ничего не понимает и уходит, не хочет потратить 10 секунд своей жизни и задержаться. А те, кто остаётся, доверившись художнику, наблюдают чудо перерождения мусора в прекрасный город, момент, когда рождается искусство. 

Предметы Владимир расписывает светонакапливающей краской: рисует на бутылках квадратики и точки так, чтобы в темноте они напоминали зажигающиеся по вечерам окна. В конце окунает кисть в краску и разбрызгивает каплями по городу. Это делает инсталляцию однородной. Выстраивая города, в дальний угол он ставит самые крупные и высокие коробки из-под техники, длинные высокие бутылки. Они имитируют небоскрёбы, сталинскую архитектуру, высотки. Ими он выстраивает контур города. Ближе к зрителю расставляет мусор помельче. 

Можно разглядеть упаковки из-под лекарств и техники, игрушки, личные вещи, которые люди принесли Владимиру.
Маша Ильина
Можно разглядеть упаковки из-под лекарств и техники, игрушки, личные вещи, которые люди принесли Владимиру.

Свет в этой работе имеет для художника большое значение – накапливающая краска становится метафорой памяти города. Свет и город – сквозные образы выставки "Квадрат и пространство": для художников начала XX века, которые жили во времена, когда по улицами  ездили на повозках и пользовались свечами, электрическое освещение стало настоящим волшебством. Поэтому инсталляция Селезнёва завершает выставку. 

– Есть ещё один момент, о котором стоит упомянуть, – Дмитрий выдерживает паузу и продолжает. – В ГЭС представлен метафорический город. У его названия есть подзаголовок: "Traum(a)stadt". С немецкого "траум" переводится как мечта, а "штадт" – город. Но между ними стоит "а", если скобки раскрыть, получится "траума". По-русски, "травма". Этот город травмы, который благодаря искусству превращается в город мечты.