Город-призрак на высохшем озере в штате Невада возведут художники из Екатеринбурга

В пятницу в пустыне Блэк-Рок американского штата Невада стартует знаменитый фестиваль Burning Man, который продлится до 5 сентября
Город-призрак на высохшем озере в штате Невада возведут художники из Екатеринбурга
Фото предоставлено Ириной и Станиславом Шминке
"Город в овраге" будет эффектно выглядеть и днём под палящим солнцем, и вечером, когда в пустыне становится прохладно.

В нём примут участие Ирина и Станислав Шминке из Екатеринбурга. Metro расспросило авторов, как им удалось пройти строгий отбор комиссии фестиваля.

Арт-объект DIPTOWN Ирины и Станислава Шминке получил от фестиваля грант по программе Black Rock City Honoraria Grants. Из 750 заявок комитет грантовой программы выбрал 70, из России – только одну. 

Концепция

Визуальный образ будущего арт-объекта. Город, погребённый в песках.
Фото предоставлены Ириной и Станиславом Шминке
Визуальный образ будущего арт-объекта. Город, погребённый в песках.

DIPTOWN – не просто арт-объект, но целая легенда о городе, погребённом в песках. У этой легенды есть общий мотив, созвучный у разных народов. 

– Всем это будет близко, так как у всех культур есть свои города-призраки. Американцам ещё дополнительно близок город как туристическая ловушка и название Diptown. Поэтому внутри мы наполним его разными деталями из разных культур для людей с разным культурным кодом, – сказала Ирина Шминке.

По её словам, в 2019 году, когда они придумали объект и подавали его на грант, в воздухе витало чувство больших перемен.

– Город-призрак часто является таким неоднозначным символом перемен. Причём перемен резких или глубоких. Например, когда шахтёрский/производственный город или город на трассе 66 становится ненужным, потому что наступил прогресс. Или регресс резкий. Или какое-то происшествие. Или процесс, который не смогли обуздать, как в Припяти, – добавила художница.

Кроме метафоры перемен авторы исследуют феномен ложной ностальгии по прошлому. 

– Этот город для всех будет из прошлого: он был когда-то, но теперь засыпан. Мы будем заселять его личными вещами, и у людей, кто отдал свои вещи, ложная ностальгия усилится, когда они увидят внутри дома, например, свой шкаф. Возможно, у людей появится чувство ностальгии по золотому веку, который или был когда-то, или никогда не был.

Философия 

– Град Китеж, ушедший под воду, тоже был источником вдохновения. Диптаун – город-загадка, можно найти много пересечений в русской культуре. На Волге были интересные корабли – беляны. Увидев их, можно предположить, что легенды о городе, который то был, то не был на берегу / в воде, возникли у людей, видевших проплывающие мимо них удивительные корабли, напоминающие целые города. В одном из домов будет картина Константина Горбатова "Беляны". 

Константин Горбатов, "Беляны". Огромные корабли использовались для сплава леса по  Волге и Каме.
Фото предоставлено Ириной и Станиславом Шминке
Константин Горбатов, "Беляны". Огромные корабли использовались для сплава леса по Волге и Каме.

Ирина отметила, что авторы проекта предлагают задуматься, реально ли то, что люди знают или видят... Может, всё не то, чем им кажется? 

Легенда о Диптауне: "Никто точно не знает, богатый ли это был город и были ли люди, которые жили здесь, милыми и добрыми. Никто точно не знает, что случилось с Диптауном. Но сейчас на поверхности видны только несколько крыш и большой рекламный щит со слоганом DIPTOWN - the world’s famous dip city. По крайней мере, можно сказать, что жители Диптауна очень гордились своим домом". 

Реализация

По замыслу художников, видно только верхушку, а всё остальное скрыто в глубине.

– Наш объект выглядит как дома, засыпанные песком, и по факту каждый будет сделан как обычный каркасный дом. Внутри – каркас из деревянного бруса 5 на 10 см на болтовых соединениях, и каждый дом будет обшит либо деревянным сайдингом, либо композитными панелями. Болты и гайки большие, как для обычных жилых домов. Так как по крыше будет ходить и бегать большое количество людей, крыша будет усилена листами фанеры, которыми обычно обшивают пол. А сверху крыша будет покрыта либо стальным, либо композитным кровельным материалом, – рассказала Ирина Шминке.

Вся конструкция просчитана на ветровые и другие нагрузки архитектурным бюро. 

– И поскольку внутри люди не будут находиться, конструкция дополнительно усиливается колоннами, которые в обычной эксплуатации дома мешали бы людям, а тут будут художественно скрыты от участников (на Burning Man нет зрителей – все участники), которые будут изучать истории через окна.

Каждый дом будет в сборе весить несколько тонн и прикручен винтовыми сваями. 

– Эта пустыня не обычная, с барханами, как в сказках. Это дно высохшего озера, она плоская и очень плотная – из спрессованной пыли, поэтому сваи выдерживают колоссальные нагрузки.

Ирина и Стас Шминке уже делали чуть уменьшенную копию такого дома этой зимой в Екатеринбурге на фестивале "Не Темно". 

Из подобных досок будут сооружены дома Диптауна.
Фото предоставлено Ириной и Станиславом Шминке
Из подобных досок будут сооружены дома Диптауна.

– Доски были меньше, конструкция была упрощена в разы, но дом выдержал несколько недель жёсткой эксплуатации в открытом неконтролируемом доступе в городском парке в новогодние праздники, когда дети и взрослые бегали по крыше, катались с неё на санках. Выбивали окна несколько раз, но конструкция выдержала, – говорит Ирина Шминке.

Требования организаторов Burning Man к арт-объектам:
Прежде всего, это интерактивность.

Надо, чтобы объект не мусорил, не пылил, чтобы от него не отваливались части. 

Объект должен быть освещён в тёмное время суток, чтобы в него не врезались ни машины (обслуживающие машины либо арт-кары), ни люди на велосипедах.

Он должен быть устойчив к ветрам и сложным погодным условиям. В пустыне днём очень жарко, ночью холодно. Важно, чтобы ничего не расплавилось, не деформировалось и выдержало и жару, и перепады температуры.

Запрещены живые растения.

Большие требования по безопасности – предварительно свой объект надо защитить перед организаторами на соответствие всем правилам безопасности.

Как это было в прошлый раз

Впервые Ирина и Станислав Шминке побывали на Burning Man в 2015 году, и, как признались художники, это был "ожог" на всю жизнь – неиссякаемый источник вдохновения. И уже в 2018 году они вернулись сюда в качестве художников. Чтобы избежать проблем с доставкой груза и обойтись своими силами, привезли разобранный арт-объект в багаже, купив в самолёте дополнительное багажное место. 

Арт-объект Glorywell собрали сами с помощью нанятого сварщика. 

Ирина и Станислав Шминке у своего арт-объекта на фестивале Burning Man в 2018 году. Многие побывавшие на этом фестивале хотят вернуться сюда вновь.
Фото предоставлено Ириной и Станиславом Шминке
Ирина и Станислав Шминке у своего арт-объекта на фестивале Burning Man в 2018 году. Многие побывавшие на этом фестивале хотят вернуться сюда вновь.

– На том фестивале мы познакомились с художником, который сделал арт-объект "Избушка на курьих ножках", он рассказал, что был просто поражён русскими сказками про Бабу-ягу. А вообще, все, с кем мы общались в тот вечер и последующие дни, удивлялись, узнав, что мы привезли на Burning Man арт-объект в багаже с другого конца света, – поделилась воспоминаниями Ирина Шминке. – В день нашего возвращения в Россию нам написал Невадский музей искусств и попросил отдать объект в их коллекцию.

Фестиваль Burning Man проводится ежегодно с 1986 года в американской пустыне Блэк-Рок в штате Невада. Участники Burning Man собираются в абсолютно необитаемом месте, чтобы отдохнуть от капиталистического мира (здесь нет денег, рекламы и товарно-денежных отношений). В фестивале принимают участие порядка 70 тыс. человек. Каждый год они возводят палаточный город "Блэк-Рок Сити". Один из главных видов искусства, представленных на фестивале, – арт-объекты, которые предварительно отбирает специальная комиссия. Состав её держится в секрете, а строгий отбор проходят лишь немногие.