В нём примут участие Ирина и Станислав Шминке из Екатеринбурга. Metro расспросило авторов, как им удалось пройти строгий отбор комиссии фестиваля.
Арт-объект DIPTOWN Ирины и Станислава Шминке получил от фестиваля грант по программе Black Rock City Honoraria Grants. Из 750 заявок комитет грантовой программы выбрал 70, из России – только одну.
Концепция
DIPTOWN – не просто арт-объект, но целая легенда о городе, погребённом в песках. У этой легенды есть общий мотив, созвучный у разных народов.
– Всем это будет близко, так как у всех культур есть свои города-призраки. Американцам ещё дополнительно близок город как туристическая ловушка и название Diptown. Поэтому внутри мы наполним его разными деталями из разных культур для людей с разным культурным кодом, – сказала Ирина Шминке.
По её словам, в 2019 году, когда они придумали объект и подавали его на грант, в воздухе витало чувство больших перемен.
– Город-призрак часто является таким неоднозначным символом перемен. Причём перемен резких или глубоких. Например, когда шахтёрский/производственный город или город на трассе 66 становится ненужным, потому что наступил прогресс. Или регресс резкий. Или какое-то происшествие. Или процесс, который не смогли обуздать, как в Припяти, – добавила художница.
Кроме метафоры перемен авторы исследуют феномен ложной ностальгии по прошлому.
– Этот город для всех будет из прошлого: он был когда-то, но теперь засыпан. Мы будем заселять его личными вещами, и у людей, кто отдал свои вещи, ложная ностальгия усилится, когда они увидят внутри дома, например, свой шкаф. Возможно, у людей появится чувство ностальгии по золотому веку, который или был когда-то, или никогда не был.
Философия
– Град Китеж, ушедший под воду, тоже был источником вдохновения. Диптаун – город-загадка, можно найти много пересечений в русской культуре. На Волге были интересные корабли – беляны. Увидев их, можно предположить, что легенды о городе, который то был, то не был на берегу / в воде, возникли у людей, видевших проплывающие мимо них удивительные корабли, напоминающие целые города. В одном из домов будет картина Константина Горбатова "Беляны".
Ирина отметила, что авторы проекта предлагают задуматься, реально ли то, что люди знают или видят... Может, всё не то, чем им кажется?
Легенда о Диптауне: "Никто точно не знает, богатый ли это был город и были ли люди, которые жили здесь, милыми и добрыми. Никто точно не знает, что случилось с Диптауном. Но сейчас на поверхности видны только несколько крыш и большой рекламный щит со слоганом DIPTOWN - the world’s famous dip city. По крайней мере, можно сказать, что жители Диптауна очень гордились своим домом".
Реализация
По замыслу художников, видно только верхушку, а всё остальное скрыто в глубине.
– Наш объект выглядит как дома, засыпанные песком, и по факту каждый будет сделан как обычный каркасный дом. Внутри – каркас из деревянного бруса 5 на 10 см на болтовых соединениях, и каждый дом будет обшит либо деревянным сайдингом, либо композитными панелями. Болты и гайки большие, как для обычных жилых домов. Так как по крыше будет ходить и бегать большое количество людей, крыша будет усилена листами фанеры, которыми обычно обшивают пол. А сверху крыша будет покрыта либо стальным, либо композитным кровельным материалом, – рассказала Ирина Шминке.
Вся конструкция просчитана на ветровые и другие нагрузки архитектурным бюро.
– И поскольку внутри люди не будут находиться, конструкция дополнительно усиливается колоннами, которые в обычной эксплуатации дома мешали бы людям, а тут будут художественно скрыты от участников (на Burning Man нет зрителей – все участники), которые будут изучать истории через окна.
Каждый дом будет в сборе весить несколько тонн и прикручен винтовыми сваями.
– Эта пустыня не обычная, с барханами, как в сказках. Это дно высохшего озера, она плоская и очень плотная – из спрессованной пыли, поэтому сваи выдерживают колоссальные нагрузки.
Ирина и Стас Шминке уже делали чуть уменьшенную копию такого дома этой зимой в Екатеринбурге на фестивале "Не Темно".
– Доски были меньше, конструкция была упрощена в разы, но дом выдержал несколько недель жёсткой эксплуатации в открытом неконтролируемом доступе в городском парке в новогодние праздники, когда дети и взрослые бегали по крыше, катались с неё на санках. Выбивали окна несколько раз, но конструкция выдержала, – говорит Ирина Шминке.
Требования организаторов Burning Man к арт-объектам:Прежде всего, это интерактивность.
Надо, чтобы объект не мусорил, не пылил, чтобы от него не отваливались части.
Объект должен быть освещён в тёмное время суток, чтобы в него не врезались ни машины (обслуживающие машины либо арт-кары), ни люди на велосипедах.
Он должен быть устойчив к ветрам и сложным погодным условиям. В пустыне днём очень жарко, ночью холодно. Важно, чтобы ничего не расплавилось, не деформировалось и выдержало и жару, и перепады температуры.
Запрещены живые растения.
Большие требования по безопасности – предварительно свой объект надо защитить перед организаторами на соответствие всем правилам безопасности.
Как это было в прошлый раз
Впервые Ирина и Станислав Шминке побывали на Burning Man в 2015 году, и, как признались художники, это был "ожог" на всю жизнь – неиссякаемый источник вдохновения. И уже в 2018 году они вернулись сюда в качестве художников. Чтобы избежать проблем с доставкой груза и обойтись своими силами, привезли разобранный арт-объект в багаже, купив в самолёте дополнительное багажное место.
Арт-объект Glorywell собрали сами с помощью нанятого сварщика.
– На том фестивале мы познакомились с художником, который сделал арт-объект "Избушка на курьих ножках", он рассказал, что был просто поражён русскими сказками про Бабу-ягу. А вообще, все, с кем мы общались в тот вечер и последующие дни, удивлялись, узнав, что мы привезли на Burning Man арт-объект в багаже с другого конца света, – поделилась воспоминаниями Ирина Шминке. – В день нашего возвращения в Россию нам написал Невадский музей искусств и попросил отдать объект в их коллекцию.
Фестиваль Burning Man проводится ежегодно с 1986 года в американской пустыне Блэк-Рок в штате Невада. Участники Burning Man собираются в абсолютно необитаемом месте, чтобы отдохнуть от капиталистического мира (здесь нет денег, рекламы и товарно-денежных отношений). В фестивале принимают участие порядка 70 тыс. человек. Каждый год они возводят палаточный город "Блэк-Рок Сити". Один из главных видов искусства, представленных на фестивале, – арт-объекты, которые предварительно отбирает специальная комиссия. Состав её держится в секрете, а строгий отбор проходят лишь немногие.