Роман Клейн, один из самых талантливых и малоизученных зодчих конца XIX – начала XX века, родился в многодетной купеческой семье. Получив начальное домашнее образование и высшее в Императорской академии художеств, он продолжил профессионально развиваться в Европе, куда после учёбы в Петербурге уехал на практику.
Путешествуя по Италии и Греции, он изучал классическую архитектуру, работал в крупных мастерских и занимался обмером памятников. Сотрудничая с ведущим архитектором Франции Шарлем Гарнье, Клейн познакомился с архитектурным авангардом и новыми направлениями в зодчестве.
После возвращения в Москву Клейн решил участвовать в конкурсах на создание крупных общественных зданий. Одним из первых его проектов стало строительство дома для профессора Московского университета Владимира Снегирёва.
25-летний архитектор построил для врача на Плющихе особняк в стиле позднего Средневековья – раннего барокко. Спустя два года на Мясницкой он смастерил магазин "Чай" Сергея Перлова, который после реконструкции 1890-х обрёл окончательный облик с фантастическими животными на фасаде – извивающимися драконами, рыбой с огромными плавниками и усатыми раками.
А спустя год по заказу московского дантиста Людвига Адельгейма Клейн спроектировал доходный дом. Роскошный трёхэтажный особняк в стиле неоклассицизма с элементами неоренессанса – эркерами и характерными башенками, отсылающими снова к теме замка, появился на пересечении Страстного бульвара и Большой Дмитровки.
– Роман Клейн был в первую очередь мастером классической архитектуры, – рассказывает Metro Елена Паховова, директор Библиотеки им. А. П. Чехова, инициатор выставки. – Но столь талантливым, что умел работать в разных стилях – псевдорусском, неоклассицизме, неоготике, неоренессансе, необарокко. Мог мастерски сочетать в одном здании несколько разных стилей. Внимательно относился к деталям и сам много рисовал. Одно из самых красивых украшений внутреннего интерьера с анималистической и флористической росписью сохранились в Хоральной Синагоге в Большом Спасоглинищевском переулке и Комплексе Фабрики Жиро на улице Тимура Фрунзе.
Елена рассказывает, что Клейн очень трепетно относился к городской среде, – ему было важно сохранить архитектурный облик улицы. Работая над зданием Геологического и Минералогического институтов Московского университета на Моховой, он поставил себе задачу – сделать сооружение частью ансамбля университетских построек и выполнил её, оформив здание в лучших традициях классической архитектуры, повторив декор соседних фасадов дома через дорогу архитектора Доменико Жилярди.
– В 1889 году Клейн участвует в очередном архитектурном конкурсе и занимает второе место. Ему доверяют строительство Средних торговых рядов на Красной площади напротив Кремля, – говорит Metro Ольга Ким, архивист, изучающая жизнь и творчество Клейна. – Это удивительной красоты здание создано в "русском стиле", по воле заказчика, сделало его узнаваемым в архитектурной среде того времени. У него появлялось всё больше заказов на особняки и доходные дома для представителей купечества. Клейна чтили. Он был точен в расчётах, всегда составлял смету и никогда не затягивал работы: его здания возводились в течение года-двух – короткие сроки по меркам того времени. К тому же он выбирал для своих проектов лучших инженеров.
Главным произведением его жизни стал Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, строительство которого началось в 1898 году, а завершилось только в 1912-м. Идея создания музея принадлежала Ивану Цветаеву. Он мечтал о создании храма искусства и науки. Клейн выбрал для музея классический стиль. Этот проект запечатлел его профессиональный успех, он стал вхож в группу людей, которые определяли развитие Москвы этого времени, стал гласным Московской городской думы, отвечал за благоустройство города, продолжая активно работать и обучать молодых архитекторов в своей мастерской.
– Мастерская у него была дома. В 1887 году Клейн купил участок в районе Девичьего поля, в то время это была окраина города, – говорит Ольга. – И построил себе дом в популярном тогда стиле псевдоренессансе. Там он жил со своей семьёй: женой и дочкой. На архитектурном чертеже дома он изобразил женский и детский силуэты: помимо архитектуры для него была важна семья. Жена умерла, и спустя годы, во время строительства музея Пушкина, он познакомился со второй женой – учёным-археологом, крайне редкая профессия для женщин того времени. С ней прожил до конца жизни, но, к сожалению, это было недолго.
Архитектурные проекты подавались на конкурсы анонимно. И Клейн придумал себе девиз – орёл. Так он подписывал свои чертежи, рисуя эту птичку на полях. Ольга Ким, архивист, историк архитектуры
Роман Клейн преподал классическую архитектуру на архитектурном отделении Московского высшего технического училища. Воспитанников было много, студенты мечтали учиться у него, потому что знали: он никогда не будет навязывать собственного мнения, раскроет азы и даст свободу творчества.
– Основным профилем этого факультета была промышленная архитектура, а в этом он был одним из лучших, – объясняет Ольга. – Но время изменилось, революция стала событием, резко разделившим жизнь на до и после. Страна заразилась духом нового времени, построением нового мира. В архитектуре пришла эпоха конструктивизма, стиля, в котором Клейн работать не хотел. Студенты, понимая, что нового опыта он им дать не может, написали сложное трогательное письмо, в котором отказались от его преподавания. Подбирали слова... Это стало ударом, которого пережить Клейн не смог. Спустя полгода после того, как он перестал преподавать, его не стало. Новому поколению всё, чему он посвятил жизнь, оказалось ненужным.
Самые известные здания в Москве и Московской области, спроектированные Романом Клейном:
1. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Архитектурный проект музея выбрали на конкурсе, в котором принимали участие многие известные архитекторы. Внешний вид музея отсылает к образцам античной архитектуры, подчёркивая его назначение – быть хранилищем шедевров мировой культуры.
Адрес: ул.Волхонка, д.12
2. Магазин колониальных товаров "Чай" С. Перлова
В 1992 году наследники семьи Перловых обратились к московским властям с предложением взять бывшую семейную собственность в долгосрочную аренду с обязательством восстановить исторический облик фасада. В рамках реставрации в Китае они заказали 148 утраченных элементов фасада.
Адрес: ул. Мясницкая, д.19.
3. Торговые дома "Мюр и Мерилиз" – ЦУМ
Дом на Кузнецком Мосту с огромными арочным проёмом – роскошное сооружение, оно является напоминанием о школе архитектора Шарля Гарнье, автора "Гранд Опера" в Париже и казино в Монте-Карло.
Адрес: ул. Петровка, д. 2.
4. Средние торговые ряды
Верхние торговые ряды возвели по проекту архитектора Александра Померанцева, который занял первое место, а Средние – по проекту Романа Клейна, занявшего второе место. Некоторые детали фасадов, например, сдвоенные арочные окна с вислым камнем, отсылают к архитектуре Большого Кремлёвского дворца Константина Тона, построенного в 1840–1850-х гг.
Адрес: Красная площадь, д. 5.
5. Мавзолей Юсуповых в Усадьбе Архангельское
Внешний облик вызывает множество ассоциаций. Наиболее яркая – Казанский собор архитектора Андрея Воронихина начала XIX века в Петербурге. Клейн начал строительство мавзолея за несколько лет до начала Первой мировой войны, но храм так и не был освящён, крипта осталась неиспользованной.
Адрес: Московская область, Красногорский район, пос. Архангельское.
6. Бородинский мост
Бородинский мост стал одним из последних значимых проектов, воплощённых Клейном перед началом Первой мировой войны. Работы проводились в рамках подготовки к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Мост стал частью трассы, соединяющей Москву со Смоленском и Бородинским полем.
Адрес: ул. Кирпичная, владение 43А.