Cобытия и персонажи нового сезона никак не связаны с первым. Многодетную мать Марину Венишеву (Глафира Тарханова) подозревают в убийстве мужа – предпринимателя Григория (Максим Ползиков). В ходе расследования выясняется, что образ идеальной семьи Венишевых – фальшивка и покойный на самом деле был настоящим домашним тираном. В деле разбираются следователь Анна (Диана Арбенина) и правозащитница Ида (Елена Ханга).
Я так понимаю, что вы, будучи сама многодетной мамой, в этой роли оказались не случайно. – То, что я многодетная мама, с этим никак не связано. Если бы так отбирали на роли, то всё вообще было бы по-другому. Я дала интервью Лере (Валерии Гай Германике. – Прим. ред.), и после этого она меня позвала на эту роль.
В том интервью были затронуты какие-то темы, которые нашли отражение в сериале?
Темы были затронуты мои личные: невостребованность, желание новых ролей, какого-то другого масштаба, качества. И мне кажется, Лера именно на это откликнулась. Я, честно говоря, не знаю, почему она решила мне предложить роль, но, видимо, чем-то я её впечатлила, что она решила дать мне такой шанс – попробовать себя в артхаусе.
Вам понравился сценарий?
– Здесь дело даже не в сценарии, хотя, безусловно, сама история мне понравилась. Сценарий потом очень много раз переписывался, переделывался, в том числе и в процессе съёмок. Поэтому я, наверное, шла всё-таки к Лере и шла потому, что она изначально хотела именно меня на эту роль. То есть у меня были пробы, но они скорее были для продюсеров, чтобы Лера могла их убедить, что перед ними как раз та актриса, которую нужно снимать в главной роли.
И как проходили репетиции?
– Лера не проводит никаких репетиций, это были два дня проб, и пробы были сложные. Мне кажется, Лера-режиссёр и Лера-интервьюер – это два совсем разных человека. Лера-режиссёр оказалась очень требовательной, очень жёсткой, с нажимом, давлением.
А когда начались съёмки, что-то поменялось?
– Нет, ничего не поменялось, только ухудшилось. (Смеётся.) Ну, это, видимо, такой стиль работы у Леры, потому что я даже спрашивала у кого-то из своих коллег, кто работал уже с Лерой, чтобы понять, к чему мне готовиться. И я готовилась, и с психологом в том числе, но не для того, чтобы поменять Леру, а для того, чтобы скорее под неё подстроиться.
Вы что-то своё привносили в роль? Может, какой-то личный опыт или опыт знакомых?
– У меня был опыт общения с абьюзивным партнёром на сцене. И с этого, наверное, всё и началось года два назад. Тогда я серьёзно погружалась в эту тему. Я её изучала для того, чтобы понять, как себя вести с таким человеком. И к этому проекту я уже была готова. То есть у меня было такое ощущение, что он должен был состояться именно со мной, как будто всё сложилось так, как оно должно было сложиться, потому что я реально была в теме и продолжила её изучать. Какие-то встречи складывались у меня, которые меня ещё больше погружали в эту тему. И надеюсь, что моя героиня в итоге получилась такой глубокой и узнаваемой.
Говоря об абьюзе, как вы думаете, где его корни?
– Корни в воспитании. Однозначно. В советском и досоветском воспитании, когда детей пороли и это казалось нормой. Жестокость в детстве порождает жестокость во взрослом возрасте.
Многие мужчины, на мой взгляд, подменяют понятия «абьюз» и «патриархальная семья». Как объяснить человеку, что это не одно и то же?
– А зачем? Зачем переубеждать кого-то? Я не вижу в этом смысла. Если мы говорим про досоветский и советский периоды, то, безусловно, это патриархальное воспитание, где так было принято. Просто сейчас всё меняется, и мужчины меняются, и психология, и отношения, и воспитание меняется. И может быть, об этом стоит рассказать мужчине? О том, что если не работать над собой, то ты будешь продолжать делать так, как делали твои родители, даже если тебе это не очень нравилось. И о том, что если мы говорим об осознанном воспитании нового поколения детей, новых людей, то можно, оказывается, без этого обойтись. Мне кажется, многие мужчины об этом не знают.
Вы говорили, что, несмотря на то что вы оба с мужем работаете, в вашей семье главный папа. Что это значит?
– Наверное, что последнее слово за папой. То есть, если я не справляюсь, я могу обратиться к папе. И там уже не будет обсуждения, там будет просто: вот сегодня это так, и мы это не обсуждаем.
В своё время ваш муж был категорически против ваших съёмок в откровенных сценах. Как решали вопрос в “Обоюдном согласии”, где они есть?
– Да, есть, но я не снималась обнажённой, и это была не дублёрша. Я не буду раскрывать всех секретов. Мы нашли компромисс с Лерой, и я за это ей благодарна. Просто есть киношные приёмы, которые пусть останутся киношными секретами. Но я своим принципам не изменила.
Вы дипломированный психолог, востребованная актриса, многодетная мама. Сейчас пошли учиться на режиссёра… Как вы всё успеваете?
– Ну, на режиссёра ещё не пошла, а только поступила. Из-за съёмок у Леры мне пришлось это пока отложить. А как успеваю? Не знаю, я так живу. Мне кажется, у каждого свой запас энергии. Думаю, у любой работающей мамы можно спросить, в чем её секрет. Я, например, просто не могу быть дома. Я не домашняя дамочка. (Смеётся.) А дальше, наверное, это в маму – я в детстве ездила с родителями на гастроли, поэтому, может быть, такой кочевой образ жизни и достаточно интенсивный ритм – это норма.
После съёмок у Германики вы сказали, что теперь вам нужна комедия.
– Я вообще люблю контрасты, разные роли. Это я так намекнула моему новому агенту, что после такого достаточно тяжёлого глубокого погружения хочется чего-то лёгкого. Но это была шутка, а там дальше посмотрим.
ДОСЬЕ:Возраст: 40 лет Родилась: Электросталь, Московская область, РСФСР, СССР Фильмография: "Бесы", "Любовники", "Путь к себе", "Громовы", "Берега моей мечты", "Я иду за тобой", "Синичка", "Измены", "Закрыть гештальт", "Баба Яга спасает мир", "Паромщица. Долина мечты" и др.
ПЯТЬ ФАКТОВ О ЗВЕЗДЕ
1. Родилась в семье актёров театра кукол. С детства посещала всевозможные кружки – от хора русской народной песни до секции синхронного плавания. В итоге её взяли в школу с художественным уклоном Галины Вишневской с формулировкой "что-то в тебе есть".
2. Примером в жизни всегда была мама. Мама во время беременности работала даже на последнем сроке, а детей рожала дома с акушеркой, и Глафира переняла её опыт. И тоже, как мама, во взрослом возрасте пошла учиться на психолога в МГУ.
3. Сниматься в кино начала, ещё будучи студенткой Школы-студии МХАТ (мастерская Константина Райкина). Дебют актрисы состоялся в 2003 году в фильме «Театральный блюз», но популярность к ней пришла с ролью Насти в сериале «Громовы» и Даши – в «Изменах».
4. Съёмки в кино Глафира совмещала со службой в “Сатириконе” до 2021 года. Сейчас занята в разных антрепризных постановках.
5. Муж актрисы тоже актёр, Алексей Фаддеев. У пары четверо сыновей. Все они получили необычные имена – Корней, Ермолай, Гордей и Никифор, – в каждом из которых есть буква "Р", придающая, по мнению Глафиры, стержень характеру. Сейчас актриса ждёт пятого ребёнка.