
– Каково же было моё удивление, когда на нескольких письмах я нашёл автографы Гиляровского, его фотографии с какими-то конями, дневники, – рассказывает Филипп Смирнов Metro. – Часть архива, которую мне посчастливилось обнаружить, в полной мере отражает многогранную личность хозяина, ведь самое интересное – это штрихи к портрету: как человек, приехавший из Вологды, смог полюбить город больше, чем сами москвичи.
Тем, кто изучает творческую "кухню" писателя, будет интересно посмотреть на стихотворные экзерсисы, написанные буквально на салфетках, а тем, кто хочет узнать больше об "энциклопедичности" Владимира Алексеевича, будет любопытно познакомиться с кругом его повседневных увлечений – здесь и членство в разнообразных объединениях, от кружка любителей террариума до Толстовского общества, и гимнастический зал, и вольтижировка, и собственные лошади... Тем, кто занимается изучением славянского движения, будет важно увидеть карты, вырезки из сербских газет – во время Первой мировой войны Гиляровский печатался в Сербии, и оттуда у него была корреспонденция. В архиве представлены и дневниковые записи: "О, Питер! Напыщенный, холодный, неприветливый..." Логично, что знаменитый москволюб не жаловал Северную столицу.
Ещё Филипп Смирнов обнаружил в архиве указания на учреждения, от которых не осталось никаких следов:
– Представьте, в Гранатном переулке в начале ХХ века был частный манеж для обучения верховой езде – по-современному "автошкола". Я узнал об этом благодаря рекламному "флаеру", который увидел в архиве.
Кроме гранок статей, черновиков, писем, обнаружились и новые сведения о лошадях Гиляровского. Два его скакуна принимали участие в московских скачках – престижных состязаниях.
– Это удивительно: журналист газеты мог позволить себе содержать настоящих скаковых лошадей, которые в те времена стоили как автомобили класса люкс. Значит, в тему коневодства, в это сообщество, Гиляровский был погружён ещё глубже, чем принято считать.
Теперь архив, состоящий из 1131 документа, передан в Музей Москвы и скоро будет представлен широкой публике.
Любопытные находки
Владимир Гиляровский был человеком широких интересов, и его архив это показывает в полной мере.
Множество писем

Владимир Алексеевич вёл обширную переписку, отправителей некоторых посланий ещё предстоит установить.
Историческая купюра

На банкноте 1918 года, скорее всего, сам москвовед написал: "Это стоило когда-то 25 р.!" Надпись сделана в период революционных событий и стремительной инфляции, когда деньги обесценивались буквально на глазах.
Популяризатор науки

Московский "Кружок любителей культуры аквариума и террариума" был создан в 1899 году для популяризации естественно-научных знаний. Состоял в кружке и Гиляровский.
Клуб автомобилистов

По свидетельству историков, личным авто писатель так и не обзавёлся. И водительских прав у него не было. Однако это не помешало писателю присоединиться к клубу автомобилистов – передовому и авторитетному.