Елена и Ольга стали героинями фотопроекта “Химия была, но мы расстались”. В Москве прошла уже четвёртая фотосессия. Её участницы доказали, что онкология не приговор, но возможность изменить своё отношение к жизни, к самой себе, своим страхам и мечтам.
Елена Ванесян, 39 лет. "Болезнь – как шанс начать всё заново"
С Еленой мы говорили до начала фотосессии, но если бы мне не сказали, что здесь происходит, я бы подумала: эта красивая девушка с длинными волосами и большими глазами снимается для обложки глянцевого журнала.
– Первый тревожный звоночек был во время пандемии в 2020 году: я немного простудилась и меня направили на КТ, которое показало пятно на лёгком. Я подумала, что всё-таки переболела ковидом и это его последствия.
Я работала в городском округе Шатура заместителем главы администрации по экономике и сельскому хозяйству, ставила перед собой амбициозные цели, осваивала новые навыки, остановиться было сложно и некогда было обратить внимание на себя.
Болезнь застигла меня в разгар строительства карьеры. В какой-то момент я стала терять сознание, сильно уставать. Сначала списывала всё на переработку, хотя вечером у меня не было сил даже чайник включить. Всерьёз о том, что со мной происходит что-то неладное, я задумалась на свадьбе брата в Волгодонске. Я просидела весь праздник за столом, потому что не было сил двигаться, тем более танцевать. Вернувшись в Москву, сразу обратилась к врачу. Сначала увидели на шее новообразование с сильным кровотоком, узист направила на пункцию – и обнаружили опухоль правой молочной железы.
Первое, с чем сталкиваешься, – страх и растерянность, ты не знаешь, что делать дальше. Я посчитала, что теперь на работе я бесполезный человек, и уволилась. Руководству причины не назвала – сели с сыном на электричку и уехали в Москву с двумя котами и вещами.
Когда мне сделали операцию в Институте им. Герцена, оказалось, что опухоль доброкачественная, но в “пограничном состоянии”. К счастью, сегодня у женщин есть возможность сделать онкопластику. Раньше просто удаляли грудь целиком, а сейчас операцию делают два врача, и ты выходишь из больницы уже красивая. Это очень успокаивает.
Могу сказать, что это был для меня шанс остановиться, что-то важное переосмыслить. Посвящая всё своё время работе, стремясь соответствовать чьим-то ожиданиям, я совсем не обращала внимания на то, что хочется лично мне. Теперь я прежде всего спрашиваю себя: “А ты точно этого хочешь?” Елена Ванесян
После операции на груди я показала своему хирургу Эрику Сарибекяну пятно на спине, онколог сказал, что это рак кожи. И уже на следующий день мне под местным наркозом удаляли это пятно. Пока я лежала на операционном столе, мы с врачами обсуждали сериал "Содержанки". Они шутили, что я надорвалась на работе, а можно было по-другому.
При выписке мне сказали, что на всякий случай надо сделать обследование щитовидной железы. Но я практически всю зиму 2021 года провела в кровати, с трудом могла даже встать. Когда стало легче, папа записал меня на консультацию в Институт эндокринологии на биопсию щитовидной железы. Через восемь дней на почту пришёл результат – рак щитовидной железы с необходимостью срочного хирургического вмешательства. При этом анализы крови и гормонов были в порядке.
Я проплакала всю ночь, мне предстояло жить без такого важного, особенно для женщины, органа, ответственного за наше самочувствие и внешний вид. Но на этом мои испытания не закончились: КТ показало, что этот узел дал метастазы и вместе со щитовидной железой мне удалили пять лимфатических узлов. Операция длилась три часа, была большая вероятность потери голоса, а я очень люблю петь. Я вспомнила историю Юлии Волковой из группы “Тату”, которая перенесла подобную операцию, – ей повредили голосовые связки. Но мне повезло, мой голос почти не изменился. Недавно у папы был юбилей – 70 лет, и я пела, хотя и преодолевая боль, но так же хорошо!
Как только я привыкла к таблеткам и стала забывать о болезни, мне позвонили и сказали, что необходимо пройти лучевую терапию радиойодом, чтобы избежать рецидива. Радиойодтерапия обнулила все результаты, которых я достигла после операции. Всё пришлось начинать сначала: речь стала замедленной, проблемы с памятью и со сном.
Но я знала, что справлюсь, – ради сына, которого воспитываю одна. Я устроилась на другую работу, юристом. Правда, на собеседовании пришлось скрыть, что у меня инвалидность, у работодателей до сих пор существуют предубеждения. В новом коллективе меня поддерживают и ценят".
Ольга Литвинчук, 50 лет. "Болезнь помогла раскрыть мой потенциал"
Ольга вбежала в фотостудию сияющая и воздушная. Я никогда бы не подумала, что эта женщина совсем недавно победила смертельный диагноз.
– В марте 2020 года у меня обнаружили рак груди на третьей стадии, никаких предварительных звоночков я не услышала – обратилась к врачу, когда грудь стала красная и опухшая и уже болела. Я была “загнанной лошадкой”: работала коммерческим директором в двух компаниях, постоянно ездила в командировки по Европе и России. У меня до сих пор сохранился шаблон, от которого не могу избавиться: отдых равно болезнь. Я позволяю себе отдыхать, только когда чувствую, что заболеваю.
Мне назначили 8 курсов жёсткой химиотерапии. Потом операцию – удалили молочную железу и 16 лимфоузлов. Потом были ещё 16 курсов лучевой терапии, и до сих пор я прохожу гормональное лечение, сохраняется болевой синдром во всём теле.
Болезнь помогла мне понять: всё, что нам даётся, как бы это ни было больно, мы можем использовать для раскрытия своего потенциала. Если бы не рак, я бы так и неслась по жизни, не замечая саму себя, пока бы не разбилась о стену. Поэтому я благодарна своей болезни за то, что так изменилась. Ольга Литвинчук
Во время химиотерапии у меня стали выпадать волосы, и я побрилась. Из своих волос сделала шиньон. Поскольку родители не знали, что у меня рак, я полгода разговаривала с ними по видеосвязи в шиньоне.
Но я такая красивая была лысая! Мы с дочерью устроили фотосессию.
С работы я не уходила и сразу после операции включила ноутбук. Свой диагноз не особенно скрывала – писала об этом в социальных сетях. Одна моя подруга перестала со мной общаться и недавно призналась, что для неё онкология – болезненная тема и она думала, что если об этом не знать, не видеть, то её это не коснётся. Самое распространённое заблуждение.
Когда я узнала, что у меня рак, вспомнила цитату Достоевского: "Я боюсь только одного– оказаться недостойным моих мучений". Но я уже тогда много занималась духовными практиками, понимала, что испытания – это возможность изменить свою жизнь. Теперь я веду свой телеграм-канал и курс поддержки для женщин, которым поставили онкодиагноз".
Итоги проекта можно будет увидеть на фотовыставке, которая пройдёт в Москве в 2023 году. На сайте проекта вы найдёте 250 историй женщин, победивших рак.