Самая высокая цена
Британский путешественник, телеведущий и писатель Беар Гриллс взошёл на Эверест, где пытался найти останки своего друга Майкла Мэтьюза (брат мужа Пиппы Миддлтон, сестры Кейт).
"Мы собрали команду из десяти непальцев и нескольких европейских альпинистов. Удалось найти тело, но это был не Майкл, а непальский альпинист", – подвёл итоги экспедиции Гриллс.
13 мая 1999 года 22-летний Майкл Мэтьюз, вхожий в королевскую семью, стал самым молодым британцем, покорившим высочайшую вершину мира. Но он погиб всего через несколько часов после триумфа, спускаясь с горы.
С тех пор Беар Гриллс желал найти останки друга. Всего за год до гибели Мэтьюза он и сам покорил Эверест. "Альпинизм – это увлечение, за которое платят самую высокую цену", – подчеркнул Гриллс.
Путешественник добавил, что история Майкла ещё не закончена (он собирается ещё раз отправиться на поиски его останков) и вообще она имеет огромное значение для семьи Майкла.
Розы для Майкла
Как сообщает The Sun, младший брат Майкла Спенсер намеревался забрать его останки в Британию – но Гриллс пока найти их не смог. Вот уже более 20 лет семья погибшего отчаянно пытается отыскать его тело.
Дело в том, что Майкл Мэтьюз был опытным альпинистом – ранее покорил Пиренеи, Швейцарские Альпы и Килиманджаро, но всё-таки стал 162-м человеком, погибшим на Эвересте. В ходе расследования выяснилось, что на спуске с вершины резко ухудшилась погода – и Майкл отделился от группы. Больше его никто не видел.
Семья погибшего настаивала, что экспедиция была плохо организована. Родители Майкла потратили 250 тысяч фунтов на независимое расследование и узнали, что в баллонах с кислородом находился воздух низкого качества вместо заявленного первоклассного.
С тех пор Спенсер собрал сотни тысяч фунтов для Фонда Майкла Мэтьюза, созданного в память о его брате для поддержки образовательных проектов в Африке и Азии.
По словам Спенсера, потеря Майкла разрушила жизнь семьи. Со временем его родственникам становится только хуже, потому что обстоятельства смерти Мэтьюза так и не были установлены. "Он живёт в наших сердцах. На день рождения Майкла мы с Джеймсом (муж Пиппы Миддлтон) посылаем маме и папе красные розы – их количество зависит от того, сколько лет могло исполниться брату", – сообщил он.
Недостаток кислорода
Покоритель Эвереста Николай Тотмянин знаком с историей Майкла Мэтьюза.
– Он не по своей воле шёл, этого больше его родители хотели, – сразу отметил эксперт.
На счету Тотмянина 200 восхождений – он своё дело знает. По его словам, альпинисты такие "рекорды", как у Мэтьюза, не фиксируют.
– С точки зрения нашего спорта столь молодого альпиниста тащить в гору было неправильно. В этом возрасте ещё не накапливается достаточно адаптационных резервов в организме для нахождения на высоте. Величайший из высотников Райнхольд Месснер утверждает, что оптимальный возраст для восхождения – 35 лет. По опыту и отечественного, и зарубежного альпинизма могу сказать, что на вершины лезть точно не стоит, если тебе ещё нет 25, – сказал Тотмянин Metro.
Впоследствии рекорд Майкла Мэттьюза был многократно побит непальскими парнями, пока на восхождения не ввели возрастной ценз.
– Мера понадобилась, потому что в конце концов стали бы водить на вершину несовершеннолетних, – пояснил он.
Главной трудностью покорения Эвереста эксперт называет кислородную недостаточность. Этот фактор мог погубить Мэтьюза:
– Скорее всего, ему не хватило ресурса организма на всё в целом. Точную причину я не знаю, но могу предположить, что свою роль сыграли недостаток кислорода и истощение организма. Надо учесть, что сам штурмовой выход на вершину – это даже для маститых спортсменов очень тяжёлый труд. Причиной могла стать усталость конкретного человека. Потому что, когда достигаешь вершины, на обратном пути теряешь контроль, – пояснил Тотмянин.
Эксперт уточнил, что опытный альпинист всегда знает свой предел. И точно знает, когда пора разворачиваться и спускаться.