Здание в стиле сталинский ампир на Космодамианской набережной – очередной герой рубрики "Живут же люди", в которой мы рассказываем о московских домах незаурядной судьбы и их обитателях.
В столице нет больше ни одной набережной, которая образовалась бы сразу из четырёх прежних. В случае с Космодамианской такое оказалось возможным, она "родилась" из Краснохолмской, Пупышевской, Комиссариатской и Причальной набережных и получила своё название по находившейся здесь церкви святых Косьмы и Дамиана. Каменный храм, возведённый ещё в середине XVII века, был снесён в 1932 году.
А 22 года спустя по соседству вырос монументальный кирпичный дом, построенный пленными немцами по проекту архитектора Михаила Синявского.
Высокое, богато декорированное здание сразу стало архитектурной доминантой квартала. "Выразительность фасадов строится на сочетании светлой стены и терракотовых лепных вставок, – так описан дом в справочнике "Москва. Архитектурный путеводитель" (1997). – Симметричное здание завершает десятиколонный портик, выступающий над объёмом и увенчанный близкой к барочной башенкой. Фасад по горизонтали членится на семь ярусов, каждый из которых отделён от других терракотовым пояском. На уровне пятого яруса спаренные по вертикали окна обрамлены арочными наличниками, украшенными лепным орнаментом растительного характера".
Александр Аносов въехал в дом 10-летним ребёнком в 1967 году.
– Мой отец трудился главным инженером в расположенном неподалёку, на Большой Ордынке, Министерстве среднего машиностроения – так в советские годы именовалось секретное учреждение, управлявшее атомной промышленностью, – объясняет он Metro. – Даже я не знал его полного названия. Когда в садике или пионерлагере меня спрашивали, где работает папа, я отвечал: "В министерстве". Именно для сотрудников Минсредмаша построили этот дом. А легенду про электрозавод придумали для засекречивания. Кстати, на первом этаже была телефонная станция. Ты набирал общий номер и называл телефонистке номер квартиры, только после этого тебя соединяли. В общем, дом находился на прослушке.
Правое и левое крылья здания отдали под ясли и детский сад, между ними находилось ателье. В подвале "спрятали" бомбоубежище. Наверху, в портике, по слухам, запроектировали министерские апартаменты.
Что касается планировки квартир (здесь исключительно "двушки" и "трёшки"), она фактически списана с другой "сталинки" – высотного дома на Котельнической, который был построен чуть ранее. Потолки высотой 320 см, украшенные гипсовой лепниной, встроенный мусоропровод, раздельный санузел с огромной чугунной ванной, широченные подоконники на кухне, на которых можно было гладить бельё, – по тем временам это были поистине царские условия!
Ниже подоконников предусмотрели холодильные шкафы с заглушкой, выходившей на улицу. Зимой её открывали, запуская внутрь мороз, который сохранял продукты свежими, – обычный холодильник в ту эпоху был неимоверной роскошью. Говорят, жители пользуются этими шкафами по сей день.
А ещё каждая квартира соединялась со смежной общей дверью на кухне – это был своеобразный пожарный выход. Около плиты висел ключ, позволявший попасть к соседям. Сейчас "тайные" двери у всех заделаны кирпичом.
Два года назад в доме завершился капремонт. По заверению жителей, его делали "гости" из Средней Азии, оставив много недоделок. Многое приходится приводить в порядок собственными силами. Так, в 4-м подъезде поселился "какой-то богатей", который за свой счёт навёл там красоту и повесил зеркала.
В доме жили архитектор Павел Штеллер, соавтор таких проектов, как Кремлёвский дворец съездов, гостиница "Россия", станция метро "Проспект Мира", и заслуженный артист РСФСР Григорий Шпигель.
– Григория Ойзеровича я часто встречал во дворе, – улыбается Александр Аносов. – Он был известен своим писклявым голосом, поэтому главных ролей не ловил, зато озвучил кучу мультиков. Все его помнят по роли одного из двух контрабандистов-аптекарей в комедии "Бриллиантовая рука". Второго сыграл Леонид Каневский. Ещё Шпигель сыграл доктора в "Сказке о потерянном времени". Кстати, в этом фильме появляется и наш дом. Из-за секретности его почти не светили в кино, "Сказка" – редкое исключение. На фоне дома происходит встреча Олега Анофриева, играющего Петю-дедушку, с его верной собакой Дружком.