У этого дома богатая история!
Начало современного Ленинского проспекта раньше носило название Большая Калужская улица, а площадь Гагарина именовалась Калужской заставой. Незадолго до начала Великой Отечественной войны её начали застраивать по полукружию восьмиэтажными жилыми домами. Один из них, расположенный на нечётной стороне магистрали, изначально возводили для завода имени Орджоникидзе, который находился по соседству. Война и расхождения по поводу архитектурного ансамбля площади (дома проектировали разные зодчие) на несколько лет остановили строительство. Его возобновили в 1946 году, а сдали дом лишь в 1953-м.
Две 11-этажные башни, напоминающие парадные ворота, получили сходные силуэты и, хоть и отличаются деталями отделки, образуют симметричную композицию. А вот дома разные – это видно даже при беглом взгляде. Вдобавок два нечётных разделяют две внушительные арки. Предполагалось, что через них на площадь будет выходить Парковое кольцо.
К счастью для местных жителей, проект объединения одним шоссе крупнейших городских парков не был реализован. "Несмотря на свою значительную ширину, арки явно не смогли бы пропустить транспортный поток важной магистрали, а жизнь обитателей расположенных над ними квартир превратилась бы в сущий ад из-за постоянного шума и вибрации", – отмечает москвовед Алексей Рогачёв.
На первом этаже дома предусмотрели два детсада, клуб, библиотеку, парикмахерскую, прачечную. До наших дней дожила только библиотека. В помещении клуба сейчас располагается театр, другие пространства заняты магазинами и кафе.
В большинстве из 15 подъездов по 10 квартир, кое-где сохранились аутентичные дубовые двери и гипсовая потолочная лепнина. Тут есть как шикарные 4-комнатные хоромы площадью 115 кв. метров, так и скромные "однушки". Но везде высоченные потолки (более трёх метров) и встроенный мусоропровод.
Недавно завершилось благоустройство дома и дворовой территории. Впрочем, далеко не все жители остались им довольны.
– Нам спилили огромный, совсем не больной ясень и чуть не уничтожили каштан, – сетует член домового совета Татьяна Гудкова. – При этом 40 процентов жителей дома – астматики и аллергики. Рядом проспект, Третье кольцо, на окнах даже не пыль, а слой сажи. А ещё наш дом покрасили дешёвой краской, он выцвел и теперь весь в пятнах.
В 50-е годы жильё в доме получили не только руководящие сотрудники завода, но и более высокие шишки – члены Совета министров СССР. Оттого дом получил название "Совминовский". Здесь также квартировали военачальники, партийная номенклатура, деятели кино.
– В первом подъезде жил режиссёр Сергей Бондарчук, здесь же родился его сын Федя, – вспоминает пенсионерка Вера Григорьева. – Сергей ходил с авоськой в гастроном "Диета" в соседнем доме – там сейчас ресторан украинской кухни. Я не раз стояла с ним в очереди. Знаю, Бондарчук очень хотел получить здесь вторую квартиру для своей большой семьи. Но не смог и в итоге съехал.
В доме 37, который ближе к Ленинскому проспекту, в 80-е была квартира Андрея Макаревича (признан в РФ иноагентом. – Прим. ред.). По воспоминаниям Петра Подгородецкого, бывшего клавишника группы "Машина времени", квартиру эту однажды обчистили: украли шубу жены, нашли тайник с деньгами.
– В нашем подвале у Макаревича находилась студия, – рассказывает Татьяна Гудкова. – Моя тётка постоянно гоняла этих музыкантов – грохот от барабанов стоял на весь двор!
Совминовский дом засветился в мелодраме 1984 года "Время желаний". Герои Веры Алентовой и Анатолия Папанова, поженившись, переезжают сюда, в "новую квартиру в тихом центре".