Где на железнодорожных путях из Москвы в Петербург обитает привидение

8 июня 1843 года началось строительство железной дороги из Петербурга в Москву. Metro поговорило о ней с историком транспорта Юрием Егоровым
Где на железнодорожных путях из Москвы в Петербург обитает привидение
Фотограф – Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым
Станция Тверь. 1855-1864 года.

Железная дорога открылась в 1851 году. Она стала не первой в стране (было несколько коротких), но первой столь продолжительной – 644 км. Сразу было построено два пути, что для того времени считалось современным. 

– Главным архитектором дороги был назначен Константин Тон, придворный архитектор, невероятно талантливый, – рассказывает Metro Юрий Егоров. – Он спроектировал Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, Храм Христа Спасителя и оба вокзала – Московский и Ленинградский (в те времена – Николаевский). Железная дорога была настолько важна, что создавать её приглашали лучших архитекторов.

Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве. 1855-1864 годы
Фотограф – Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым
Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве. 1855-1864 годы

По железной дороге сначала курсировали паровозы, затем на короткое время их заменили тепловозы, а с 1861 года стали ездить уже электропоезда. 

Цифра
21
час шли первые поезда между Санкт-Петербургом и Москвой. К концу XIX века время в пути сократилось до 10 часов, затем до 8. Считалось, что в ночных поездах нужно время, чтобы выспаться. Так было до начала скоростного движения.

Железной дорогой пользовались все: и императоры, и чуть менее известные личности, и простые люди. 

Для императоров на всех вокзалах были созданы особые комнаты – рабочие кабинеты, где можно было принять городскую делегацию и подписать документы. 

У Николая II было пять специальных поездов. Для пригородных поездок – одни, для дальних – другие, для поездок в Европу – третьи. 

– В течение всей поездки императора вдоль железной дороги скакала конная стража, – говорит Юрий. – Сначала они сопровождали все императорские поезда, затем находились только на крупных станциях. 

Мост и насыпь через реку Сходня (ныне между Химками и Сходней). 1855-1864 годы
Фотограф – Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым
Мост и насыпь через реку Сходня (ныне между Химками и Сходней). 1855-1864 годы

Для всех путешествие из Петербурга в Москву в первые годы начиналось с посещения полиции.

– Считалось, что железная дорога – столь быстрый способ передвижения, что воспользовавшись им, можно было укрыться от правосудия, – продолжает Юрий. – Прежде чем купить билет, нужно было сначала пойти в полицию и получить справку о благонадёжности. Только после этого в кассе на вокзале продавали билет. Походы за справкой закончились вместе с развитием телеграфного сообщения: примерно через 10 лет после открытия железной дороги. 

Николаевской дорога стала называться в 1855 году, после смерти Николая I. Изначально называлась Санкт-Петербурго-Московская железная дорога или просто Петербурго-Московская. В 1923 году появилось другое название – Октябрьская железная дорога, в честь Октябрьской революции 1917 года.
Юрий Егоров, историк транспорта
Станция Химская (ныне Химки). 1855-1864 годы
Фотограф – Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым
Станция Химская (ныне Химки). 1855-1864 годы

В середине XIX века эта дорога была настоящим чудом. Сохранились воспоминания очевидцев, и одно из них оставил французский поэт, прозаик и путешественник Теофиль Готье. Он ехал из Петербурга в Москву в начале 1860-х. 

Тогда на станциях поезда надолго останавливались, чтобы поменять паровоз, проверить техническое обеспечение, дать возможность отдохнуть локомотивной бригаде. В это время пассажиры шли обедать. 

Готье писал, что был поражён: лучшие французские вина оказались в Российской империи и подавали их на станциях в этом поезде. Также его поразила архитектура станций. "Построенные по единому плану станции великолепны, – писал Готье в своей книге "Путешествие в Россию". – В их архитектуре удачно сочетаются красные тона кирпича и белый камень. Но тот, кто видел одну из них, видел их все".

Станция Бологое. 1864 год.
Фотограф – Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым
Станция Бологое. 1864 год.

Про Николаевскую железную дорогу сложено несколько легенд. Эксперт рассказал Metro о самом интересном:

Дорога проведена по линейке

Такая версия гуляет по сети, но это далеко от истины. Император Николай I, устав от обсуждений, каким путём пустить дорогу, положил линейку на карту и сказал: "Идите по ней". Но всё было совсем не так. 

Действительно, шли бурные обсуждения, как прокладывать дорогу: кратким прямым путём от Петербурга до Москвы или путём длиннее, но с заходом в крупные города – Тверь и Великий Новгород. 

Станция Окуловка. 1855-1864 года.
Фотограф – Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым
Станция Окуловка. 1855-1864 года.

– Если для Твери удлинение составляло несколько километров, то для Новгорода дорогу нужно было проложить на 80 км, – говорит Юрий. – Николай I принял решение после того, как выслушал Павла Мельникова, автора проекта этой железной дороги и одного из начальников строительства. 

Мельников сказал: "Сейчас эта дорога одна, но впоследствии их будет множество. Если сейчас построим дорогу с заходом в эти города, нам понадобится затем её спрямлять. Зная сейчас, как строить правильно, зачем заводить дорогу в Тверь и Новгород". 

На это Николай ответил: "Рад, что ты со мной одного мнения, ведите дорогу прямо". Не по линейке, но без захода в Тверь и Новгород. Николай I был очень образованным человеком, инженером и прекрасно понял, что ему пытался объяснить Мельников.

Привидение на Мстинском мосту

Есть легенда, что на Мстинском мосту, на участке между населённым пунктом Бологое (Тверская область) и Петербургом, живёт одинокое привидение. 

Депо Николаевской железной дороги. 1855-1864 года.
Фотограф – Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым
Депо Николаевской железной дороги. 1855-1864 года.

– Во время Великой Отечественной войны там разбомбили эвакуационный поезд, который шёл из Ленинграда, – говорит Юрий. – И вот вам реальный факт: локомотивные бригады рассказывали, что на рассвете видели прямо на путях непонятную фигуру в белых одеждах. А летом, как раз ранним утром, поезд проходит этот самый Мстинский мост. 

Локомотивная бригада, заприметив загадочную фигуру, стала тормозить. А когда поезд к ней подъехал – она испарилась. Стали расследовать и выяснили по документам, что это не первая локомотивная бригада, которая тормозит на данном участке дороги. 

До сих пор так и не выяснили, что это было за явление. Так родилась легенда о гуляющем на рассвете привидении. 

Николая I и красная шапочка

Когда дорогу построили, император решил по ней проехать и всё посмотреть. Случилось это 19 августа 1851 года. Он останавливался на всех крупных станциях, выходил, осматривал сооружения. В этом поезде его сопровождали инженеры. 

Как только поезд Николая I подъехал к Мстинскому мосту, он вышел и пересел на лодку, которая довезла его до противоположного берега.

Мстинский мост. 1855-1864 года.
Фотограф – Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым
Мстинский мост. 1855-1864 года.

– Ехать по нему Николай не рискнул: долина у Мсты глубокая, от уровня рельсов до уровня воды там больше 50 метров, а мост деревянный. Красивая лёгкая ажурная конструкция, которую спроектировал гениальный инженер Дмитрий Журавский, буквально висела над пропастью, – объясняет Юрий. – На другом конце берега император махнул рукой поезду, мол, поехали! И тут машинист дал пар в машину, колеса закрутились и стали проскальзывать. 

Оказалось, нашёлся сотрудник, который перед приездом императора решил сделать красиво и покрасил рельсы чёрной масляной краской. Естественно, по маслу колёса не ехали. Кто-то из инженеров понял, что произошло, посыпал рельсы песком, и поезд поехал. 

Император был недоволен. Когда ему всё объяснили, он сказал: "Приведите сюда этого дурака, наденьте на него красную шапку, пусть все увидят, кто он". 

На станции Тверь. 1855-1864 года.
Фотограф – Иосиф Гофферт. Предоставлено Юрием Егоровым
На станции Тверь. 1855-1864 года.