Где московским бездомным сделать маникюр и кто имеет право на компьютер

В "Ночлежке", где помогают бездомным, идёт подготовка к предновогодней акции, которая пользуется здесь популярностью. Репортёр Metro провела один день с бездомными в преддверии праздников и узнала, как им живётся в этом богоугодном месте
Где московским бездомным сделать маникюр и кто имеет право на компьютер
Елена Купцова
Репортёр Metro Марья Егорова сходила к бездомным

С тяжёлым скрипом открываются двери "Ночлежки", и с порога встречают неприятный запах коридора, толпа грязных бездомных и суматоха.

– Мне шампунь надо, а не носки опять эти, – ругается недовольный обслуживанием "клиент" у окна пункта выдачи.

Да, он именно клиент. В "Ночлежке" слово "бомж" является ругательством.

– Вы шампунь уже на прошлой неделе получили, Георгий, сегодня могу выдать только носки, – спокойно отвечает Инна, волонтёр "Ночлежки".

О чём задумалась волонтёр Инна в тот момент, остаётся загадкой.
Елена Купцова / Газета Metro
О чём задумалась волонтёр Инна в тот момент, остаётся загадкой.

Происходящее чем-то напоминает работу в МФЦ – клиент берёт талон и подходит к окну пункта выдачи. У волонтёра на экране монитора высвечиваются фотография клиента, его личное дело и перечень товаров, которые можно получить, и среди них шампунь действительно не наблюдается. Раздосадованный печальным известием Георгий уступает место следующему клиенту.

– Для создания учётной записи в "Ночлежке" запрашиваются минимальные данные – ФИО, примерный возраст и описание своей ситуации, – поясняет Инна. – Мы обеспечиваем клиента одеждой и средствами личной гигиены на первое время, а соцработники придумывают стратегию восстановления документов и устройства на работу.                                                                                         

Зарегистрированный клиент, ставший постоянным, может получить долгожданные товары всего за пару нажатий на терминале выдачи талонов. Например, куртки и джинсы можно получать раз в сезон, а бельё и комплект для душа – раз в две недели.

Так выглядит душевая. Здесь же можно постирать свои вещи.
Елена Купцова / Газета Metro
Так выглядит душевая. Здесь же можно постирать свои вещи.

Некоторые вещи приносят сами волонтеры, однако нередко жертвуют просто неравнодушные люди. Иногда помощь приходит от московских школ и университетов.

После получения вещей толпа клиентов делится на три потока. Одни возвращаются на улицу, другие едят за просмотром телевизора в холле, часть клиентов консультируются с соцработниками или юристами, а остальные направляются на банные процедуры. 

– Посетители имеют возможность ежедневно мыться, но не дольше 20 минут, – рассказывает Инна. – Воспользоваться стиральной машиной можно раз в неделю.

Купания дам, как правило, заканчиваются посещением импровизированного салона красоты. Так, клиентке Валентине волонтёр красит ногти и подсказывает, какой парфюм ей стоит выбрать сегодня.

В общий зал могут прийти постоянные жильцы "Ночлежки" – почитать книги или посидеть за компьютером.
Елена Купцова / Газета Metro
В общий зал могут прийти постоянные жильцы "Ночлежки" – почитать книги или посидеть за компьютером.

Идиллию бьюти-процедур прерывает шум разборки на втором этаже – жильцы "Ночлежки" не поделили компьютер.

– Наташ, имей совесть, вчера уже нормально посидела, – возмущается Раиса.

– Ничего не знаю, мы идём по очереди, – равнодушно отвечает Наталья.

В "Ночлежке" могут временно проживать до двадцати клиентов, у которых уже есть планы на жизнь, но нет лишь одного – жилья. Как в общежитии, их распределяют по мужским и женским комнатам, предоставляют кухню и библиотеку с одним компьютером. Последнее зачастую становится яблоком раздора, несмотря на заранее оговорённую очередь. Если конфликт разгорелся, то дежурные приходят его уладить.

Сейчас в "Ночлежке" идёт подготовка к предновогодней акции "Мандаринка и тушёнка", которая проводится уже шестой год подряд. Начиная с 23 декабря и до конца недели волонтёры будут раздавать мешки с товарами первой необходимости малоимущим и бездомным на ночном автобусе и в пункте выдачи. Обязательный атрибут – мандаринка и тушёнка в наборе.

Волонтёры "Ночлежки" собирают подарки для акции "Мандаринка и тушёнка".
Елена Купцова / Газета Metro
Волонтёры "Ночлежки" собирают подарки для акции "Мандаринка и тушёнка".

– Мы создаём новогоднюю атмосферу даже тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, – рассказывает Инна.

У входных дверей сидит кот: кажется, ему единственному наплевать на приближающийся Новый год, но пушистый иногда тоже приходит в "Ночлежку". Его происхождение неизвестно, как и многих клиентов.

– Однажды кота увезли далеко-далеко от "Савёловской": он пробрался в машину к гостям и уехал вместе с ними на дачу, – делится волонтёр Инна. – Потом его вернули обратно. 

Кот по имени Статус – единственный клиент, который не соблюдает правила, но пользуется всеми правами. Как, впрочем, и любой другой кот.

Правила "Ночлежки" 

Двери "Ночлежки" открываются строго в 09:30. Мы не сможем пустить вас раньше этого времени. Нам очень важно не допускать скопления людей перед входом и поблизости, потому мы просим вас не стоять у входа до открытия. Тех, кто не выполнит эту просьбу, мы будем принимать только в следующий приёмный день.
На входе дежурный попросит вас пройти проверку с помощью алкотестера и измерит вашу температуру. Это обязательно.
Если вы в "Ночлежке" впервые, возьмите талон на приём к социальному работнику в терминале электронной очереди. Посещать Неравнодуш и Пункт выдачи можно только после того, как социальный работник внёс ваши данные в нашу базу.
Мы против агрессии в любом её виде. Тот, кто словом или действием проявит агрессивное поведение к другому человеку, должен будет сразу же покинуть "Ночлежку".
В "Ночлежке" нельзя пить спиртное, а курить можно только во внутреннем дворе. Спросите у дежурного, как туда пройти.
"Ночлежка" — благотворительная организация. Пожалуйста, относитесь бережно друг к другу, вещам и технике. Если что-то не работает или работает не так, обратитесь к дежурному.