– Помню, я был маленький, бабушка и дедушка держали меня за руку, а родители уезжали на автобусе с характерным жужжанием, – вспоминает главный археолог Москвы Леонид Кондрашов на пресс-конференции, посвящённой реставрации и приспособлению памятника архитектуры советского авангарда под музейное пространство. – Такой транспорт был частью нашей жизни, и очень хорошо, что его покажут последующим поколениям.
Архитектор-новатор того времени Константин Мельников спроектировал и построил здание полукруглой формы в 1929 году как гараж для грузовых машин. А совсем скоро здесь разместят 2-этажный музей, где на подземном этаже расскажут об истории Московского метрополитена, покажут вагоны поездов, а на первом выставят отреставрированный наземный транспорт разных лет: автобусы, трамваи, троллейбусы и даже электробус.
Я уверен, что Константин Мельников сейчас доволен и шлёт нам аплодисменты. Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Но пока что в здании проходит масштабная реставрация, которая усложняется тем, что в первые годы советской власти здания строили из недорогих материалов.
– Строительные материалы того времени оставляют желать лучшего, – считает Кондрашов, – и работа должна вестись с невероятной аккуратностью.
Из-за этого много хлопот реставраторам доставили знаменитые кирпичные фасады гаража, которые были популярны в застройке 1920-х.
– Верхние ряды кирпичной кладки и карнизы сильно пострадали от постоянного намокания в течение 80 лет, – рассказал Юрий Григорян, руководитель архбюро "Меганом", которое занимается реставрацией здания. – И сейчас их тщательно воссоздают по обмерным чертежам.
По словам главного архитектора Музея транспорта Москвы Натальи Воронцовой, восстанавливают сейчас и 54 фермы, на которых держится крыша: они уже демонтированы и скоро вернутся на законное место. Но, кроме внутреннего устройства, меняется и внешняя территория у музея: здесь расширили тротуары, появились велодорожки и готовится новый парк.
– Скоро вся территория музея будет открыта полностью, – отмечает Григорян. – Люди смогут прогуливаться как вокруг гаража, так и зайти внутрь, чтобы рассмотреть могучую архитектуру.