– Я ведь не впервые делаю фотовыставки на самом высоком уровне, – рассказывает Metro знаменитый фотожурналист. – Часто вспоминаю выставку в Кремле в 1991 году, когда на ней побывал президент СССР Горбачёв. Есть фото, где мы идём вместе с ним и я рассказываю о своих командировках на войну в Афганистан. Горбачёв признался, что впечатлён.
"Афганский период", как его называет Вячеслав Киселёв, стал самым важным в его творчестве. Несколько лет он дружил с президентом Афганистана Мохаммадом Наджибуллой.
– В 1988 году меня попросили сфотографировать его с семьёй – женой, тремя детьми и тёщей, – вспоминает Вячеслав Петрович. – За мной прислали бронированную машину и доставили в резиденцию в Кабуле. Наджибулла был очень гостеприимным – встретил с накрытым столом. Он немного говорил по-русски, но, конечно, основная часть беседы шла через переводчика. Мы рассказывали друг другу о культуре и обычаях своих стран, и нас так это увлекло, что вскоре Наджибулла снова пригласил на дружеский обед, и потом такие встречи стали частыми. А жена президента как-то сказала: "Благодаря встречам с вами он обедает дома, а не в бункере".
Киселёв снимал войну с разных ракурсов: побывал в лагере моджахедов, считая важным показать жизнь противника. Ни до, ни после него никто из советских фотокоров на это так и не отважился. Местные проводили Вячеслава в одну из банд в Герате.
– Вооружённые до зубов люди сначала встретили меня тяжёлыми насупленными взглядами, – вспоминает он. – Бородатый главарь смотрел так, будто хотел разрядить в меня всю обойму. У меня возникло ощущение, что за шиворот набросали ледышек. И это на жаре свыше сорока градусов!
Я был с переводчиком и объяснил, что буду снимать их обычную жизнь, быт. И тогда главарь банды как-то подобрел. Он сказал: "Не переживайте, вы мой гость, а гость – это святое, с вами ничего не случится". И дальше со мной уже общались как со своим: показали всё оружие – это было предметом гордости. Для меня зарезали барана. Я им почему-то понравился.
Одну из самых известных фотографий – голубей, сидящих рядом с пулемётом ДШК, – Вячеслав Киселёв снял именно в этой банде.
– Я поднялся на наблюдательную вышку. Наверху стоял пулемёт и мирно ворковали голуби. Подумал: "Так вот же потрясающий кадр!"
Моджахед, сопровождавший его, разочарованно сказал: "Ну что ты снимаешь всякую ерунду! Лучше наших воинов сними!" На что Вячеслав ответил: "Фото – это молчаливая поэзия, и её важно увидеть там, где другие пройдут мимо".
Снимал Киселёв и главаря банды. Передал пачку фотографий Наджибулле, который знал всех полевых командиров. Тот пообещал: помощники передадут. Но вскоре выяснилось: главарь погиб.
Дважды в Афганистане у Вячеслава проходили фотовыставки. Афганцы подолгу рассматривали работы. Однажды автор не досчитался десяти снимков – украли. Рассказал Наджибулле.
– А он смеётся: "Вячеслав, значит, хорошие были фото. Плохое не украдут!" Уже на второй выставке фотографии охраняли афганцы с автоматами...
Кстати, в Афганистане Киселёв впервые услышал, как свистит пуля. Во время одного из репортажей начался обстрел.
– Рядом со мной раздался звук, который был похож больше на шуршание, а не на свист, – вспоминает Вячеслав Петрович. – Смерть прошла совсем близко...