К своему 110-летию Пушкинский музей готовился загодя. В период пандемии, зимой 2021 года, фотограф Михаил Розанов снимал здание музея на Волхонке снаружи и изнутри, стремясь запечатлеть каждую деталь постройки – детища историка искусства Ивана Цветаева, основавшего музей (тогда он назывался Музеем изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете) и архитектора Романа Клейна, а также экспонаты, с которых начинался музей.
Розанов снял более 250 первоклассных чёрно-белых фотографий, музей их издал в виде роскошного альбома "Волхонка, 12", часть снимков представлена на уличной выставке на Никитском бульваре. Фотограф рассказал Metro о некоторых кадрах из юбилейного проекта.
Фриз "Олимпийские игры", созданный Гуго Залеманом специально для фасада здания музея
Мне хотелось показать барельефы фриза во всех подробностях, ведь вблизи их никто не видел. Поднялись с помощью подъёмника ровно на их уровень, чтобы при съёмке не возникало перспективных искажений. Снимали долго, со страховкой, было очень холодно. А когда закончили, оказалось, что подъёмник замёрз. Полчаса ждали, когда его починят, чтобы спуститься. Страшно замёрзли.
Угол портика музея. Копии ионических капителей храма Эрехтейон на Афинском акрополе (V в. до н. э.)
Я хотел снять здание так, чтобы его элементы выглядели без визуального мусора. В кадр попал фрагмент надписи "Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина". Пришлось её стереть, чтобы буквы не мешали целостному восприятию этой картинки. Тут отличный солнечный свет: во время съёмки иногда приходилось подолгу ждать хорошей погоды.
Перспектива Белого зала
Торжественный Белый зал никогда не бывает пустым. Там всё время что-то происходит: проходят выставки, либо идёт их монтаж, проводятся концерты, различные мероприятия. Во время пандемии музей не работал, зал пустовал, нам удалось снять его таким, какой он есть. Идея всей этой съёмки – показать идеальное музейное пространство таким, как оно задумывалось Иваном Цветаевым и Романом Клейном. Поэтому очень хорошо, что мы смогли показать и пустые залы.
Зал итальянской скульптуры XV века
Там в основном собрана скульптура флорентийских мастеров. Заметьте, нет ни одной этикетки: мы их убрали для того, чтобы они не отвлекали от этих выдающихся произведений эпохи Высокого Возрождения.
Статуя Геры Барберини (II в.) среди колонн юго-восточного угла Парфенона (V в. до н. э.)
Пожеланием директора Марины Лошак было то, чтобы фотографии отражали моё субъективное видение музейного пространства: она хотела не чисто архитектурную съёмку, а взгляд художника. Этот кадр сделан в Греческом дворике. Не только залы, но и отдельные экспонаты я показываю так, чтобы фотографии передавали мой эмоциональный настрой. Таким и получился альбом "Волхонка, 12", в который вошло более 250 снимков.
Вид с крыши здания по адресу: Волхонка, 12
Ради съёмки этого альбома Марина Лошак разрешила нам очень многое. Я предложил снять всё и внутри, и снаружи – так, как раньше этого не делали. Часть внешней съёмки – панорамные виды с крыши музея. Такой Москву мало кто видел. Это вид в сторону бульвара: виднеется Министерство обороны, высотки "Москва-Сити".
Читайте также: