Десять лет назад фотограф Андрей Белков начал заниматься ночной съёмкой и заметил, что в темноте фотографируемые предметы приобретают совершенно особые свойства.
– Подсвеченные мощным прожектором, они будто "вырезаются" из контекста городской среды и становятся абсолютно самостоятельными, – рассказал Metro фотохудожник. – Темнота поглощает соседние с объектом съёмки предметы, позволяющие определить его размер, и он превращается в неузнаваемую вещь, какую-то абстрактную картинку.
Действительно, фотографии Белкова похожи на галерею картин супрематистов. Идеальные разноцветные геометрические формы смотрятся удивительно красиво на чёрном фоне. Но без подсказки ни за что не догадаешься, что синие треугольники, жёлтый квадрат и частокол из алых прямых – это... вентиляционные киоски возле станций московского метро.
Желание играть в прятки со зрителем у фотографа появилось давно.
– Я, например, выкладывал фото и проводил в соцсетях опрос: как вы считаете, это галька на асфальте или сахар на деревянном столе? Мнения разделились ровно пополам, – рассказывает Белков.
Но настоящей находкой стали вентиляционные киоски столичного метрополитена. Фотограф точно так же выложил их первые снимки в соцсети и получил массу вопросов, что же это такое.
– Апогеем этой истории стало потрясение одного из моих друзей, который не узнал киоск у той станции метро, которой он каждый день пользовался. Он даже специально пошёл туда ещё раз на этот киоск смотреть, – поведал Metro художник.
Эта показательная история и дала идею для серии снимков: открыть для зрителей предметы, которые окружают их каждый день и которых они тем не менее не замечают. Серия так и называется – "Вне поля зрения".
– Мы смотрим на объекты, но их не видим, они находятся в поле нашего зрения, но с другой стороны, вне его, – поясняет Андрей Белков. – Мы их фактически не замечаем, потому что они очень утилитарны: это не магазины, куда мы всегда стремимся, а служебные, технические вещи. Я захотел показать, что они существуют, и найти в них привлекательные визуальные формы, линии, цвет.
После съёмки наземных объектов московского метрополитена фотограф закономерно решил заглянуть под землю.
– И тут я столкнулся с тем же, что и мой друг: я абсолютно не помнил, как выглядит моя станция метро, – рассказывает Белков. – Я как-то отдалённо помнил шрифт, которым написано название моей станции, но при этом совершенно не мог для себя определить, хочу я её снимать или нет, привлекательна она для фотографирования или нет.
Тогда фотограф решил изучить предмет исследования досконально, отсмотрел все станции метро и заинтересовался Большой кольцевой линией (БКЛ), особенно теми станциями на западе, которые открылись 1 марта этого года.
– Когда я туда приехал, то был просто потрясён, – признаётся Белков. – Для меня это была какая-то перезагрузка метро как такового. Я обнаружил, что по сравнению с конечными станциями метро на каждой ветке БКЛ это совершенно иной подход к проектированию. Я начал снимать и опять увидел, что те фотографии, которые у меня получаются, – это не станции метро, а взаимодействие линий, форм, цвета, игры света.
Кроме общих планов станций, мимо вида которых сложно пройти, фотографу опять захотелось поиграть со зрителем в прятки и показать что-то неузнаваемое и "инопланетное", как он это называет. И такими таинственными объектами стали, например, рыже-оранжевые скамеечки на станции "Марьина роща", которые на вернисаже его выставки опять никто не разгадал. Фотохудожник уверен: даже самые далёкие от искусства предметы могут стать настоящими шедеврами, если правильно на них посмотреть.
– Для съёмки в метро я искал такие потенциально способные "спрятаться" от узнавания предметы, а также что-то ещё – интересные узоры на плитке, на стенах. Всё это объединяет идея, что даже самые незаметные и утилитарные вещи – это весьма визуально привлекательные объекты.
Выставка Андрея Белкова "Вне поля зрения" открыта в здании Южного речного вокзала для свободного посещения до 20 июля