Фолловеры и хейтеры любили и травили Владимира Маяковского в начале XX века

Письма Маяковскому впервые представили на выставке "Фолловеры и хейтеры В. В. Маяковского: как любили и ненавидели поэта в первой половине XX века". Metro побывало в Галерее на Елоховском
Фолловеры и хейтеры любили и травили Владимира Маяковского в начале XX века
предоставлено Галереей на Елоховском
Зал на выставке, посвящённый письмам от поклонников и поклонниц Маяковскому.

– Если бы я могла отправить Владимиру Владимировичу письмо из нашего времени, – задумалась Надежда в беседе с репортёром Metro, – то написала бы, что ярче его личности не знаю и поэзия его актуальна, востребована до сих пор. Ещё спросила бы, где достать такие стильные бабочки! 

– А в этом письме вы бы его о чём-нибудь предупредили? – интересуюсь. 

– Да! Посоветовала бы меньше обращать внимание на критику и посвятить себя творчеству, несмотря на жизненные трудности.

Надежда – поклонница поэта из нашего времени.
Маша Ильина
Надежда – поклонница поэта из нашего времени.

Примерно так же отвечали и другие посетители выставки. Говорили, что Маяковский невероятно хорош и любим, интересен, неоднозначен, что в жизни бывают взлёты и падения и не стоит воспринимать критику близко к сердцу. Спустя век ничего не изменилось. Почти то же самое писали Маяковскому поклонники в начале XX века. 

– Этими письмами, трогательными, смешными и даже злыми, никто раньше не интересовался, они хранились в архиве Осипа и Лили Брик в собрании РГАЛИ вместе с письмами начинающих авторов, мечтающих, что поэт их заметит, оценит, даст совет, – рассказывает Metro Людмила Ларионова, куратор выставки, кандидат исторических наук. – Собирая письма по архивам, я задалась целью показать, как простые советские люди из разных уголков страны относились к Маяковскому, который жил и работал для них.  

Поклонники и поклонницы писали о себе, просили совета в творчестве и признавались Маяковскому в любви.
Маша Ильина
Поклонники и поклонницы писали о себе, просили совета в творчестве и признавались Маяковскому в любви.

Есть письма любовного содержания, например, молодые девушки были в него влюблены, писали, что хотят встретиться, давали адреса, оставляли телефоны, жаловались, что родители и близкое окружение не понимают их. Восхищались его стихотворениями: "В них чувствуется свобода мысли, которую можно сравнить только с ветром, для которого нет преград", писали, что берегут вырванный из книги портрет, на котором "кусочек улыбки в уголках губ немножко насмешливый", а в памяти – его походка, "сразу выбрасывающая из толпы". Пожилая дама, тётя Фрима, адресовала Маяковскому сразу несколько писем. В них призналась, что влюбилась на поэтическом вечере в Симеизе, приехала в Москву в надежде познакомиться лично. Из тюрьмы писал и воришка с Хитровки. Просил "рассказать основу основ", потому что решил встать на путь истинный и заняться творчеством. Другой поклонник благодарит за то, что Маяковский "излечил его от есенинского яда", из-за которого "не мог ни работать, ни жить, Есенин мешал сосредоточиться". 

Маяковский остро реагировал на критику. Недоброжелатели устраивали хулиганские выходки на поэтических вечерах и  заваливали его письмами злыми.

Злые письма Маяковскому писали недоброжелатели.
Маша Ильина
Злые письма Маяковскому писали недоброжелатели.

– Он многих раздражал. Манерой держаться, дорогими костюмами, тростью, шляпой, любовью к роскошной жизни и новомодными аксессуарами, – объясняет Людмила. – Как футурист, он любил достижения человеческой мысли. Например, автоматические ручки. И это сильно контрастировало с образом советского рабочего. Недруги спрашивали, почему билеты на вечера столь дороги, считали, что он придумал знаменитую лесенку в 1923 году, чтобы больше получать. "За слово, а не за строку". Художники в карикатурах обыгрывали, что Маяковский заточен только на деньги, а творчество для него второстепенно. Писали, что поэзию не понимают в провинции, высмеивают. Этот негатив сильно сказывался на психике Маяковского, как снежный ком накапливался. Всё сложнее становилось преодолевать сложившийся образ. 

Одна из злых карикатур на Маяковского.
предоставлено Галерее на Елоховском
Одна из злых карикатур на Маяковского.

В 1935 году Лиля Брик написала Сталину письмо, в котором попросила подтвердить "статус" Маяковского как первого главного поэта времени. И Сталин подтвердил. Так началась его идолизация. Превращение в мощную железную фигуру певца революции. Ровно таким, каким его отразил в памятнике скульптор Александр Кибальников на площади Маяковского. 

Рисунок с обложки "Мурзилки" – Маяковский и маленькая девочка Римма Семёнова.
предоставлено Галереей на Елоховском
Рисунок с обложки "Мурзилки" – Маяковский и маленькая девочка Римма Семёнова.

– "Боже мой, какой ужасный памятник ему поставили! Он совсем не похож", – Людмила цитирует письмо знакомой пианистки Маяковского. – Она вспоминала, как "несколько раз ловила его таким, каким на людях быть не хотел, и поняла, насколько он был одинок". Будете проходить мимо – знайте, это не Маяковский. Он был нежным, очень ранимым, застенчивым и обидчивым. Посмотрите на рисунок с обложки "Мурзилки", на котором девочка Римма Семёнова стоит с книжкой "Конь-огонь", а Маяковский, наклонившись к ней, стараясь не задеть, бережно-бережно держит за ручку. Или остались воспоминания мальчишки, что жил с ним по соседству на Таганке, как Маяковский пропустил его и друзей на свой поэтический вечер бесплатно, оставив билеты у возмущённого администратора: "Они маленькие, за пару взрослых сойдут". А белые розы, которые он оплатил до 1950 года для Татьяны Яковлевой? Разве жёсткий человек способен на это?

Маяковский современный. Каким увидели его дизайнеры Галереи на Елоховском.
предоставлено Галереей на Елоховском
Маяковский современный. Каким увидели его дизайнеры Галереи на Елоховском.
Письма поклонников и поклонниц Владимиру Маяковскому, выставленные впервые.
предоставлено Галереей на Елоховском
Письма поклонников и поклонниц Владимиру Маяковскому, выставленные впервые.
предоставлено Галереей на Елоховском
Письма поклонников и поклонниц Владимиру Маяковскому, выставленные впервые.
предоставлено Галереей на Елоховском
Письма поклонников и поклонниц Владимиру Маяковскому, выставленные впервые.
предоставлено Галереей на Елоховском
Письма поклонников и поклонниц Владимиру Маяковскому, выставленные впервые.
предоставлено Галереей на Елоховском
Письма поклонников и поклонниц Владимиру Маяковскому, выставленные впервые.
предоставлено Галереей на Елоховском
Письма поклонников и поклонниц Владимиру Маяковскому, выставленные впервые.
предоставлено Галереей на Елоховском
Письма поклонников и поклонниц Владимиру Маяковскому, выставленные впервые.
предоставлено Галереей на Елоховском
Письма поклонников и поклонниц Владимиру Маяковскому, выставленные впервые.
предоставлено Галереей на Елоховском
Письма поклонников и поклонниц Владимиру Маяковскому, выставленные впервые.1/9