Профессиональный киллер Алекс Льюис (Лиам Нисон) хочет уйти от дел из-за прогрессирующей болезни Альцгеймера. “Такие, как мы, не уходят на пенсию”, – говорит его босс. Неохотно киллер соглашается на последнее дело – убить двоих, из которых он пока знает только первую жертву. Узнав, что вторая – тринадцатилетняя нелегальная иммигрантка из Мексики, которую заставлял заниматься проституцией собственный отец, Алекс отказывается её убивать. Босс сам убивает девочку и пытается убить Алекса, но случайно попадает в проститутку, с которой тот провёл ночь. Параллельно федерал (Гай Пирс) с двумя напарниками пытается расследовать секс-траффик, ведующий в Мексику, но ему ставит палки в колёса собственное начальство. Двое по разные стороны закона – киллер и детектив – объединяются, чтобы отомстить за смерть ребёнка.
Вероятнее всего, вы сейчас закатили к потолку глаза: “Мы всё это видели уже сто раз!” Киллер, полицейский, ковбой или ещё кто-то брутальный на пенсии отправляется на последнее дело, чтобы искупить старые грехи. Есть юная особа, воплощающая поруганную невинность. Во всём виноваты сильные мира сего – во “Флешбэке” их воплощает зловеще красивая Беллуччи, играющая “неприкасаемую” миллионершу. Серая мораль победит чёрную, антигерой одолеет злодеев, и мы испытаем чувство морального удовлетворения, если фильм хороший, как “Непрощённый” или “Логан”. Или раздражения, если фильм плохой: “Зачем мы опять это смотрели?”
В случае “Флешбэка” есть вариант – зависнуть где-то между, но ближе к удовлетворению. И не только потому, что голливудские мейджоры ушли из России, забрав с наших экранов качественный экшен, а тут его можно увидеть.
Фильм поставлен по роману бельгийского детективного классика Йефа Герартса, и его уже экранизировали в Бельгии в начале нулевых. Для технически боевика он получил очень высокие оценки критиков, в основном за Яна Деклера, сыгравшего главную роль киллера, теряющего из-за болезни память. Деклера сравнивали с Жаном Габеном и Энтони Куином. В Голливуде уже тогда поговаривали о ремейке. Главный кинокритик всех времён Роджер Эберт считал, что из американских исполнителей эту роль потянул бы только Джин Хэкмен или Морган Фриман, а ещё лучше – великий Роберт Митчем, если будет жив. Такую высокую планку установил Деклер.
Что получилось у Лиама Нисона?
С одной стороны, это ещё один боевик с Нисоном, который многие годы не меняет на экране депрессивного выражения лица. Но мы готовы смотреть на это лицо снова и снова, потому что глубинная тоска артиста не выглядит напускной. Кажется, с тех пор, как в 2009 году погибла его жена, актриса Наташа Ричардсон, Нисон не пришёл в себя (к слову, он с тех пор не женился и не был замечен в романах). Режиссёр “Казино "Рояль” Мартин Кэмпбелл снял, безусловно, упрощённый вариант европейской истории, но Нисон и его депрессия местами поднимают фильм на драматические высоты. Эпизод, в котором киллер навещает в доме престарелых своего брата, находящегося на поздних стадиях Альцгеймера, мог бы появиться в экзистенциальной драме. А сцена, в которой Алекс вытаскивает пулю из своего живота, напоминает, что именно Кэмпбелл возродил франшизу “Джеймса Бонда”, привнеся грубый натурализм нового времени в пыльный мир смокингов и самодовольных лощёных лиц (к последним фильмам про агента 007 всё это опять похоронили в пользу глянца).
Фильм хорош не одним Нисоном. То, что имело все шансы казаться сегодня насквозь клишированным зрелищем, у хорошего жанрового режиссёра выглядит почти мгновенной классикой. Всё такое крепкое, добротное, ни на минуту не провисающее и щадящее по хронометражу (за два часа не успеваешь устать), что даже странно такое говорить в 2022 году, но мы всё-таки скажем: какой классный боевик!