Финансовые мошенники звонят пенсионерам и обещают выплаты и высокий доход по вкладу

Злоумышленники всё чаще стали использовать в схемах психологические приёмы, перед которыми очень уязвимы доверчивые пожилые люди. Metro выяснило какие уловки используют аферисты, чтобы обмануть пожилых и снять их деньги
Финансовые мошенники звонят пенсионерам и обещают выплаты и высокий доход по вкладу
fizkes/Shutterstock
Никому не сообщайте данные вашей карты! Если звонок с неизвестного номера и у вас спрашивают персональные данные – кладите трубку!

Безопасный счёт в Центробанке

Пенсионерам звонят телефонные мошенники и представляются сотрудниками Центрального банка. Часто злоумышленники используют многоуровневые атаки: сначала звонит якобы сотрудник МВД и говорит, что счёт под угрозой: мол, деньги необходимо срочно перевести на "безопасный счёт в Центробанке". Затем обеспокоенного пожилого человека соединяют будто бы с сотрудником ЦБ. Знакомое название банка вызывает доверие, мошенники для большей правдоподобности могут прислать фото документов, например, удостоверения сотрудника с логотипом и печатью Банка России.

– Кладите трубку, не продолжайте разговор, если слышите, что кто-то представляется сотрудником Банка России и говорит о деньгах, – объясняет эксперт по кибербезопасности ГУ Банка России по ЦФО Дмитрий Ибрагимов. – Банк России не работает напрямую с физлицами, инициативно им не звонит, кроме того, в Центральном банке не существует никакого "безопасного счёта" физического лица. 

Кредит на ваше имя

Ещё одна популярная уловка телефонных мошенников, на которую, к сожалению, попадаются пенсионеры, – требование оформить кредит. Аферисты звонят и сообщают, что на имя гражданина неизвестный пытается оформить кредит. Они могут представиться либо сотрудниками банка, либо сотрудниками бюро кредитных историй. Дескать, чтобы этот кредит аннулировать, необходимо срочно оформить некий технический "встречный кредит" и перевести деньги на счёт. Напуганные угрозой долгового ярма, пожилые люди не разбираются в нюансах и выполняют требования мошенников, переводя им кредитные средства.

– К сожалению, эта атака работает, так как мошенники стараются сильно запугать пенсионеров, выступают в роли "помощников", которые якобы пытаются спасти пожилых людей, и те, доверяя этому, под угрозой оказаться в долговой яме выполняют инструкции мошенников, оформляя настоящий кредит. Либо мошенники выпытывают данные для входа в онлайн-банк и оформляют кредит самостоятельно от имени пенсионера, – объясняет эксперт.

Напомним, что с 1 октября клиенты банков могут самостоятельно устанавливать запрет на дистанционные операции, например, на онлайн-кредиты, либо ограничивать параметры онлайн-операций – максимальную сумму транзакции или лимит. 

"Выплаты" и "компенсации"

"Вам положена выплата" – иногда и так начинают разговор мошенники, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда, налоговой службы или "центра компенсаций". Внезапное радостное сообщение о возможности получить деньги, к сожалению, практически так же сбивает с толку, как и информация об угрозе деньгам, поэтому жертвы безропотно называют конфиденциальные данные карты для получения денег. А по факту теряют их. 

Универсальный совет: запомните, что есть определённый набор конфиденциальных данных, которые никому сообщать нельзя, кем бы ни представлялся звонящий. Личные данные, логин и пароль от онлайн-банка, PIN-код от мобильного банка и карты, трёхзначный код с оборотной стороны карты и СМС-коды от банка.
Дмитрий Ибрагимов

 – Если с вами связываются инициативно, говорят о деньгах, кладите трубку, не вступайте в разговор, не выполняйте никакие требования звонящих, сообщите близким о странном звонке и при необходимости самостоятельно перезвоните по официальному телефону в организацию, от имени которой якобы был звонок, чтобы проверить информацию, – рекомендует Дмитрий.

Объявления на бесплатных сайтах 

В Сети мошенники часто атакуют пожилых людей на сайтах бесплатных объявлений. Размещают товары по выгодным ценам и стремятся перевести диалог с потенциальным покупателем из официального чата площадки в сторонний мессенджер. Здесь они присылают ссылку на поддельный сайт, например, сервиса доставки, пенсионер вводит данные карты для оплаты и получения товара по "такой выгодной цене" – и лишается средств. 

– Никогда не переходите по ссылкам от незнакомых отправителей, пользуясь сервисами бесплатных объявлений, не покидайте официальный чат площадки, так как там установлена защита от мошенников. Не сообщайте незнакомцам код с обратной стороны карты и коды из СМС от банка, для перевода денег достаточно назвать номер карты или даже просто номер телефона, – рекомендует Дмитрий Ибрагимов. 

Доход 200%

Мошенники втягивают пожилых людей в финансовые пирамиды. Представляются "кассами взаимопомощи", потребительскими кооперативами или потребительскими обществами и предлагают вложения в фармацевтику, в фермерские хозяйства, просто в "накопительные вклады" с высоким доходом.

– Важно понимать, что доверять деньги можно только легальным организациям, которые имеют лицензию Банка России или внесены в государственные реестры, – добавляет Дмитрий Ибрагимов. – Проверить компанию можно на сайте или в приложении "ЦБ онлайн" и посмотреть, нет ли компании в предупредительном списке, который регулярно пополняется Банком России. В этот список попадают компании с выявленными признаками нелегальной деятельности.