Современный кинематограф почти полностью "светский", но некоторые режиссёры обращаются к тематике, что называется, "не на каждый день", от библейских событий до кризиса веры. Грядущая Пасха – хороший повод посмотреть один из таких фильмов.
Голгофа (2014)
Священник из ирландской глухомани (Брендан Глисон) – завязавший алкоголик, который после смерти жены принял сан и твёрдо решил помогать людям. Его усилия не оправдываются: жители деревушки, в которой он служит, предаются страстям и грехам, все ходят в церковь – никто не верит в Бога. Его дочь (Келли Райли) чувствует себя оставленной отцом. Однажды на исповеди он слышит голос невидимого прихожанина. Тот сообщает, что его в детстве насиловал уже умерший священник. Чтобы отомстить и привлечь внимание к проблеме, он намерен убить нынешнего. Будущий убийца даёт ему неделю. Что делать? Сообщить в полицию, бежать?
Брат самого известного из современных ирландских драматургов Мартина Макдона, Джон Макдона, снял прогремевшую чёрную комедию “Однажды в Ирландии” – разухабистую, циничную, тоже с Глисаном. Никто не ожидал от него настолько серьёзного фильма о богооставленности современного человека. И особенно никто не ждал, что через самопожертвование священника, феноменально сыгранного Глисаном, для людей забрезжит какая-то если не вера, то хотя бы надежда.
Восставший (2015)
В древней Иудее центурион (Джозеф Файнс) расследует дело, которое на первый взгляд попахивает банальным мошенничеством. Тело распятого еврея, который будоражил народ антиправительственными разговорами, исчезло из гробницы. Это равно беспокоит римские власти и иудейских коллаборационистов, которые не хотят будоражить слухами угнетённый народ, ждущий “спасителя”. По ходу расследования центурион всё сильнее убеждается, что история выходит за рамки обыденности.
У фильма редкая для библейской драмы реалистичная, нарочито непричёсанная манера съёмки. Актёр смешанного происхождения Клифф Кёртис играет первого в кинематографе Христа, который выглядит как ближневосточный мужчина, а не европейская живопись или русская икона. Тут многое упрощено и мелодраматизировано, из-за чего фильм проигнорировали снобы-кинокритики, всегда ждущие “чего-то оригинального”, зато местами кажется, что смотришь документальное кино, а этого пока удавалось добиться только “Страстям Христовым” во всём их кровавом натурализме, что, возможно, самое главное: фильму удаётся передать ощущение того, о чём писал Честертон в “Вечном человеке”: “Представьте, что вы слышите историю Евангелия в первый раз…” Представили? Вот и мы не можем. А фильму удаётся сразить нас ощущением шокирующей новизны: Иисус воскрес.
Дневник пастыря (2017)
Опустошённый гибелью сына в Ираке священник реформаторской церкви (Итан Хоук) начинает вести дневник. Он намерен записывать случившееся с ним в течение года, а потом сжечь дневник, а потом… Кто знает? К нему обращается молодая прихожанка (Аманда Сейфрид), муж которой настаивает на том, чтобы она сделала аборт. Парень – радикальный “зелёный”, считающий, что на обречённой Земле нельзя рожать детей. Священник открывает для себя экологический активизм, в котором находит многое от религиозного подвижничества.
Возможно, величайшим из современных недооценённых режиссёров Пол Шредер, автор сценария к главным шедеврам Скорцезе, чуть не ставшего католическим священником, “работает” не в католической, а в протестантской тематике всю свою творческую биографию. Как другой гений с протестантским бэкграундом Бергман, всю жизнь споривший с Богом, в которого не верил. Кем бы ни были персонажи Шредера, от отца, чья дочь ушла в порноиндустрию в “Хардкоре”, до покерного игрока в последнем фильме “Холодный расчёт”, они словно бы вопиют словами бергмановского Рыцаря в “Седьмой печати”: “Я хочу знать. Не верить, не предполагать, а знать. Хочу, чтобы Бог протянул мне Свою длань, явил Свой лик, заговорил со мной”. А продолжают вопить, потому что, как продолжает за Рыцарем Смерть: “Но Он безмолвствует”.