Фильмом закрытия ММКФ стала детективная любовная драма "Решение уйти" от режиссёра культового "Олдбоя"

В Каннах-2022 фильм получил приз за лучшую режиссуру. Это не шедевр, как более ранние работы Пак Чхан Ука, но кинематографически безупречное зрелище
Фильмом закрытия ММКФ стала детективная любовная драма "Решение уйти" от режиссёра культового "Олдбоя"
Cj Entertainment, Moho Film
Кадр из фильма “Решение уйти”.

Мужчина падает с горной вершины и разбивается насмерть. Главный детектив Хэ Чжун (корейский актёр Пак Хэ-иль) приходит на встречу с женой убитого Со Рэ (запрещённая в Китае звезда Тан Вэй). Со Рэ не проявляет никаких признаков волнения по поводу смерти мужа. Из-за её поведения, столь непохожего на поведение скорбящей родственницы, полиция считает её подозреваемой. 

Хэ Чжун допрашивает Со Рэ и, наблюдая за ней во время слежки, чувствует, что начинает испытывать к ней интерес. Тем временем трудно читаемая Со Рэ, несмотря на то что её подозревают в преступлении, смело действует по отношению к Хэ Чжуну. У детектива всё сильнее портятся отношения с женой, и ему всё чаще кажется, что он сам летит с высокой горы в пропасть.

Кадр из фильма “Решение уйти”.
Cj Entertainment, Moho Film
Кадр из фильма “Решение уйти”.

Подозреваемая, которая скрывает свои истинные чувства. Детектив, который подозревает и желает загадочную женщину. Что-то нам всё это напоминает… Корейский киноклассик Пак Чхан Ук, собственно, и не скрывает, что черпал вдохновение из особенного для него фильма – "Головокружения" Альфреда Хичкока. Именно триллер Хичкока когда-то зародил в нём желание стать кинорежиссёром – Пак Чхан Ук называл свои впечатления от просмотра “кинематографическим шоком”. 

"Решение уйти" проникнуто атмосферой и отсылками к “Головокружению”. Таинственная Со Рэ, чей муж упал с горы, утверждает, что боится высоты. Персонажи карабкаются то на скалы (от некоторых кадров может закружиться голова), то на вершины небоскрёбов и падают, падают, падают – если не в прямом, то в переносном смысле. В финале будет и море, на фоне которого хичкоковский детектив встречался со своей необычной подозреваемой, а потом спасал её из воды. Пак Чхан Ук придумывает совсем другую развязку, очень южнокорейскую в своей брутальности.

Кадр из фильма “Головокружение” Альфреда Хичкока.
Alfred J. Hitchcock Productions, Paramount Pictures
Кадр из фильма “Головокружение” Альфреда Хичкока.

Впрочем, по сравнению с другими работами мастера фильм не такой уж брутальный. Трилогия о мести, свирепый “Олдбой” и кровавая вампирская легенда "Жажда" об извращённой страсти были намного суровее. А тут даже Со Рэ тихо, скорбно задаётся вопросом, больше спрашивая саму себя, чем влюблённого детектива: “Неужели я настолько порочна?” И даже самые подлые бандиты кого-то любят – кто-то бывшую подельницу, кто-то маму. 

Смотришь на всё это и понимаешь, насколько же фильм по-хорошему старомоден. Хичкок тут не только в вершинах, на которых кружится голова. Его даже больше вот в этой жертвенной, одержимой любви, о которой больше никто не снимает. XXI век, мягко говоря, не время для романтики, и Пак Чхан Ук идёт против всех трендов (хотя отчасти охватил борьбу женщин против абьюза). В Америке – эмансипация, в Европе – девушка беременеет от автомобиля в “Титане”, в России – "Содержанки", а тут такие чувства.

Кадр из фильма “Решение уйти”.
Cj Entertainment, Moho Film
Кадр из фильма “Решение уйти”.

Пак Чхан Ук , кажется, боится показаться сентиментальным, поэтому в фильме много шутят, но не всегда удачно. Черепахи кусают влюблённого за палец, сцены совершения преступлений он реконструирует в своей голове, как Шерлок Холмс у Гая Ричи, сцена ловли бандита – клоунада чистой воды. Насчёт "порочной женщины" вообще мета-шутка: внук Мао Цзэдуна назвал так Тан Вэй после её съёмок в эротических сценах фильма "Вожделение", за что артистку запретило снимать правительство Китая и вырезало её из всех фильмов. 

Но шутки шутками, а по итогам это трепетное кино о любви, где из всего "порока" – единственный целомудренный поцелуй. И решение уйти, после которого детектив свою подозреваемую уже никогда не забудет.