Со второй половины 2010-х годов российский нуар почти полностью переселился с широкого экрана в сериальный формат. Начиная с сериала “Метод” с Константином Хабенским, жёсткие детективы становились всё популярнее. Хотя лидирующие места среди просмотров по-прежнему занимают западные сериалы, российские авторы всё лучше осваивают жанр нуара. Главным российским сериальным трендом 2021 года стали триллеры о маньяках, материалами о которых богата история отечественной криминалистики. Metro рассказывает, какими получились эти сериалы.
Феминистский тренд
Ещё совсем недавно российские сериалы снимали в старой традиции, известной со времён “Место встречи изменить нельзя”. Главными героями – как следователями, так и преступниками – в них всегда были мужчины. Женщинам отводились придаточные роли помощниц или любовных интересов мужчин-детективов. Но за последние несколько лет в России подхватили мировой феминистский тренд, начатый с легендарного скандинавского нуара “Мост”. Женщины в российских триллерах начали расследовать преступления без похлопывания по плечу за “женскую логику”. Среди наиболее заметных героинь последних лет можно назвать провинциального следователя в “Холодных берегах” и столичную штучку, приезжающую в провинцию, в сериале Константина Богомолова “Хороший человек” по мотивам реальной истории ангарского маньяка.
В 2021 году феминистский тренд не только продолжился, но и усилился. В снятом в холодных “скандинавских” тонах сериале “Коса” маньяка, убивающего девушек в Калининградской области, ловит следователь (Линда Лапиньш), которой мужчина-журналист (Александр Горбатов) лишь помогает делать её работу.
К сожалению, “Коса”, как и “Хороший человек”, показывает, что с феминистским трендом в российских триллерах пока не умеют работать. Героини получаются шаблонными, показательно одинокими “сильными женщинами”, которые хамят окружающим, помешаны на работе и фонтанируют агрессией. Это всё те же стереотипные мужчины-следователи, которых просто играют женщины-актрисы.
Такой получилась и следователь, которую сыграла Ольга Сутулова в российском ремейке французского феминистского триллера “Богомол” о сидящей за решёткой маньячке, у которой появляется подражатель. Российская “Самка богомола” номинально перещеголяла по уровню феминизма французский оригинал, в котором героини Сутуловой вообще не было. Увы, это сомнительный феминизм: следователь настолько плюёт на мужа с ребёнком, что аналогичного персонажа мужского пола мы бы назвали “токсичным мужчиной”. Впрочем, к главному козырю сериала – Ирине Розановой в роли маньячки – не придраться. Это отличный многослойный персонаж, сыгранный замечательной актрисой.
Фабулой “Богомола” воспользовались в сериале “Подражатель”. Иначе его и назвать нельзя. Женские героини-маньячки (Евгения Крюкова) и следователь (Полина Филоненко) задвинуты на задний план ради мужчины-детектива. Стоило ли брать сюжетные ходы из феминистского проекта ради традиционного шоу?
Домашнее насилие и мужские травмы
В загибающемся шахтерском посёлке Хрустальный маньяк насилует и убивает маленьких мальчиков. Расследовать преступление из Москвы в родное захолустье приезжает блестящий “охотник на маньяков” Сергей (невероятная актёрская работа Антона Васильева). Следствием ему приходится заниматься вместе со своим братом Геннадием (Николай Шрайбер) – главой местного отдела полиции. Из-за старых травм братья ненавидят друг друга. Сколько раз мы уже видели столичного следователя, который баламутит тихую провинцию? Но в сериале “Хрустальный” наконец происходит нечто нешаблонное. Герой в своей “мужской” брутальной профессии Сергей сам стал в детстве жертвой сексуального насилия, или, как презрительно называют его бандиты и полицейские, “опущенным”. Страшную травму он так и не сумел пережить. “Хрустальный” стал первым российским сериалом, решившимся на рассказ о страданиях мужчины, подвергшегося изнасилованию.
Погружаясь в прошлое персонажа, мы видим и многочисленные сцены домашнего насилия, и организованное подростками массовое изнасилование девочки. Взрослому Сергею угрожают раскрытием его “позорной” тайны. Жёсткий, реалистичный сериал ясно даёт понять, что угроза – не один маньяк, а само моральное разложение общества, насквозь пронизанного тюремной “культурой”. Конечно, в таком обществе возможен единственный герой – на грани нервного срыва.
Своеобразным следователем становится психотерапевт-гипнолог (Гоша Куценко) в сериале “Инсомния”. Это ещё один страдающий, хотя и совсем иначе, мужчина. Травмированный гибелью жены, он видит постоянные кошмары, которые “лечит” алкоголем и одноразовым сексом. Преступления он расследует, погружаясь в чужое подсознание. Оригинальная идея мистического детектива сочетается с портретом мужчины в кризисе среднего возраста в натуральную величину.
Маньяки средней полосы
Российские авторы сериалов чаще всего копируют западные образцы. Тем радостнее появление в 2021 году двух сериалов с российским колоритом. Их отличают ироничная интонация, отсылки к отечественной истории и культуре и насмешки над шаблонами. И оба сериала можно считать первым российским пародийным нуаром.
В комедийном сериале “Маньячелло” в бурятской глубинке орудует интеллигентный маньяк Тимофей (Владимир Барташевич), совершающий преступления по мотивам русской классической литературы. Но как он ни старается, невежественная местная полиция не может распознать в его кровавых художествах “наш культурный код”. Спасение приходит в лице начитанного московского следователя-женщины. А от кого же ещё? Все у нас ждут помощи из столицы, даже маньяки.
Пожалуй, главный российский сериал уходящего года “Вампиры средней полосы” о семействе смоленских вампиров начинается с иронии. Высокомерный московский детектив (Михаил Гаврилов-Третьяков) прибывает в провинцию расследовать убийство. Этому совсем не рада местный следователь, а по совместительству – вампирша Анна (Екатерина Кузнецова), устами которой высмеивается стереотип.
– А что, в Москве перестали убивать? Раз вы к нам приехали.
– Да нет, в Москве с убийствами всё в порядке.
– Уф, прям отлегло" (цитата из сериала "Вампиры средней полосы").
“Вампиры” с Юрием Стояновым в роли обаятельного упыря-патриарха деда Славы вносят в “наши культурные коды” больше, чем всё патриотическое кино вместе взятое. Это наши родные упыри, наш красивейший барочный Смоленск (правда, сериал снимали в Серпухове), наша трудная история, которую веками наблюдал дед Слава. А теперь ещё и наш любимый Новый год. Дед Слава уже поздравил с наступающим праздником дорогих россиян в анонсе новогодней серии, премьера которой состоится 29 декабря. Маньяка отыскали – теперь можно и за стол.