Кто такие фасилитаторы и какими они бывают?
Фасилитатор – это человек, который помогает группе людей лучше работать вместе и яснее понимать друг друга, планируя, решая задачи и достигая результатов. Слово "фасилитатор" – это англицизм (в переводе с англ. facilitate – облегчать, помогать, способствовать). Роль фасилитатора заключается в том, чтобы культивировать совместную активность и ответственность. С помощью техник фасилитации групповые решения можно привести к единому видению и пониманию.
Корпоративные фасилитаторы – представители организаций, которые не реже двух раз в год проводят внутрикорпоративные мероприятия с использованием инструментов фасилитации.
Внешние фасилитаторы – независимые тренеры/консультанты/коучи/фасилитаторы, которые на платной основе оказывают фасилитационные услуги коммерческим организациям или на льготных условиях – общественным организациям.
Бизнес-тренеры, которые регулярно используют отдельные инструменты фасилитации в тренингах.
Agile-коучи консультируют и поддерживают компанию на всех этапах изменений и помогают идти к запланированному результату.
Дизайн-мыслители наблюдают за поведением людей и видят, как их жизненный опыт влияет на восприятие товаров и услуг. На основе полученных данных предлагают актуальные решения компаниям.
Когда и в чём помогает фасилитация?
Фасилитация нужна в компании, если сотрудники плохо и неэффективно взаимодействуют друг с другом.
Президент Российской ассоциации фасилитаторов, генеральный директор IMPER Group Людмила Дудорова рассказала, что антикризисные командные сессии – это действенный способ для преодоления любого кризиса, а эмоциональные всплески – это нормально, потому что невозможно не говорить о том, что по-настоящему волнует сотрудников. Если есть точка напряжения, лучше дать ей место. Не блокировать, иначе произойдёт просто отложенный взрыв, а вместе с этим – и снижение эффективности самой встречи.
– Если мы хотим получить результат от любого группового взаимодействия – будь то митинг, мозговой штурм или обычное совещание, нужно, чтобы кто-то взял на себя роль модератора – человека, который будет этим управлять, – подчеркнула она.
Фасилитаторская сессия поможет:
- Достичь консенсуса в группе
- Провести стратегическое планирование
- Получить ясность и согласованность между членами команды или между отделами
- Создать сплочённую команду
- Обсуждать важные темы для успеха команды
- Принимать решения
- Вместе решать проблемы
Эксперт предложила попробовать две аналитические техники, которые помогут совместно выявить решение:
1. "Что, если?"
В ней может участвовать от 5 до 30 человек. По времени она занимает обычно около часа.
Для чего:
Техника позволяет дополнить или расширить поле гипотез, прогнозов и взглянуть на ситуацию по-новому.
Как применять:
Предложите участникам сформулировать невероятные ситуации: в компании, в отрасли, в мире вплоть до изменения законов физики.
Распределите участников на группы. Задача каждой группы – рассмотреть последствия для компании, а также возможности и риски.
Озвучьте результаты. Дополните их.
Выделите интересные и неожиданные идеи.
Результат:
Поле гипотез, идей и предложений по решению вопроса.
2. "Аналоджик"
Найти решения всегда эффективнее в компании с единомышленниками.
Для чего:
Техника направлена на поиск нестандартных идей и вариантов решения проблем с помощью аналогий.
Как применять:
На стол выложите поле и заполните его клетки картами с персонажами на ваш выбор (Капитан, инопланетянин, Суворов).
Поставьте основной вопрос для генерации идей или поиска причин проблем.
Первый участник кидает кубики и открывает карту с персонажем.
Задаём вопрос: "Как бы этот персонаж ответил на поставленный вопрос?" Придумываем идеи.
Озвученные варианты записываем.
Продолжаем игру до тех пор, пока у нас не будет достаточно карт. Затем просим участников выбрать лучшие варианты.
При необходимости – даём ещё время доработать лучшие идеи.
Результат: отобранный список лучших идей и предложений по обсуждаемому вопросу.
Учимся договариваться
По словам директора департамента обучения и развития персонала группы компании "СНС" Татьяны Соколянской, в корпоративной культуре некоторых российских компаний по-прежнему распространён авторитарный стиль управления, поэтому роль фасилитации не стоит недооценивать.
– Зачастую собственники и управленцы хотели бы делегировать, но не всегда их команды готовы принять такую ответственность. Фасилитация – это одновременно мост во взаимопонимании обеих сторон и возможность изменить осознание роли команды в принятии глобальных решений, – уточняет она.