Фасилитаторы поделились с Metro практиками по достижению успеха

Рассказываем, кто такие фасилитаторы и как они помогают преуспевать различным компаниям
Фасилитаторы поделились с Metro практиками по достижению успеха
Shutterstock
Вы способны справиться с задачами, которые ставит перед вами жизнь.

Кто такие фасилитаторы и какими они бывают?

Фасилитатор – это человек, который помогает группе людей лучше работать вместе и яснее понимать друг друга, планируя, решая задачи и достигая результатов. Слово "фасилитатор" – это англицизм (в переводе с англ. facilitate – облегчать, помогать, способствовать). Роль фасилитатора заключается в том, чтобы культивировать совместную активность и ответственность. С помощью техник фасилитации групповые решения можно привести к единому видению и пониманию. 

Корпоративные фасилитаторы – представители организаций, которые не реже двух раз в год проводят внутрикорпоративные мероприятия с использованием инструментов фасилитации.

Внешние фасилитаторы – независимые тренеры/консультанты/коучи/фасилитаторы, которые на платной основе оказывают фасилитационные услуги коммерческим организациям или на льготных условиях – общественным организациям.

Бизнес-тренеры, которые регулярно используют отдельные инструменты фасилитации в тренингах.

Agile-коучи консультируют и поддерживают компанию на всех этапах изменений и помогают идти к запланированному результату. 

Дизайн-мыслители наблюдают за поведением людей и видят, как их жизненный опыт влияет на восприятие товаров и услуг. На основе полученных данных предлагают актуальные решения компаниям.

Когда и в чём помогает фасилитация?

Фасилитация нужна в компании, если сотрудники плохо и неэффективно взаимодействуют друг с другом.

Президент Российской ассоциации фасилитаторов, генеральный директор IMPER Group Людмила Дудорова рассказала, что антикризисные командные сессии – это действенный способ для преодоления любого кризиса, а эмоциональные всплески – это нормально, потому что невозможно не говорить о том, что по-настоящему волнует сотрудников. Если есть точка напряжения, лучше дать ей место. Не блокировать, иначе произойдёт просто отложенный взрыв, а вместе с этим – и снижение эффективности самой встречи.

Людмила Дудорова – мастер фасилитации, бизнес‐тренер, дизайн‐мыслитель, Президент российской Ассоциации фасилитаторов.
Natasha Chetskaya
Людмила Дудорова – мастер фасилитации, бизнес‐тренер, дизайн‐мыслитель, Президент российской Ассоциации фасилитаторов.

– Если мы хотим получить результат от любого группового взаимодействия – будь то митинг, мозговой штурм или обычное совещание, нужно, чтобы кто-то взял на себя роль модератора – человека, который будет этим управлять, – подчеркнула она.

Фасилитаторская сессия поможет:

  • Достичь консенсуса в группе 
  • Провести стратегическое планирование 
  • Получить ясность и согласованность между членами команды или между отделами 
  • Создать сплочённую команду
  • Обсуждать важные темы для успеха команды 
  • Принимать решения 
  • Вместе решать проблемы

Эксперт предложила попробовать две аналитические техники, которые помогут совместно выявить решение:

1. "Что, если?"

В ней может участвовать от 5 до 30 человек. По времени она занимает обычно около часа. 

Для чего:

Техника позволяет дополнить или расширить поле гипотез, прогнозов и взглянуть на ситуацию по-новому.

Как применять: 

Предложите участникам сформулировать невероятные ситуации: в компании, в отрасли, в мире вплоть до изменения законов физики.

Распределите участников на группы. Задача каждой группы – рассмотреть последствия для компании, а также возможности и риски.

Озвучьте результаты. Дополните их.

Выделите интересные и неожиданные идеи.

Результат: 

Поле гипотез, идей и предложений по решению вопроса.

2. "Аналоджик"

Найти решения всегда эффективнее в компании с единомышленниками.

Для чего:

Техника направлена на поиск нестандартных идей и вариантов решения проблем с помощью аналогий. 

Как применять:

На стол выложите поле и заполните его клетки картами с персонажами на ваш выбор (Капитан, инопланетянин, Суворов).

Поставьте основной вопрос для генерации идей или поиска причин проблем.

Первый участник кидает кубики и открывает карту с персонажем.

Задаём вопрос: "Как бы этот персонаж ответил на поставленный вопрос?" Придумываем идеи.

Озвученные варианты записываем.

Продолжаем игру до тех пор, пока у нас не будет достаточно карт. Затем просим участников выбрать лучшие варианты.

При необходимости – даём ещё время доработать лучшие идеи.

Результат: отобранный список лучших идей и предложений по обсуждаемому вопросу.

И руководству, и рядовым сотрудникам стоит идти друг другу навстречу.
UfaBizPhoto/Shutterstock
И руководству, и рядовым сотрудникам стоит идти друг другу навстречу.

Учимся договариваться

По словам директора департамента обучения и развития персонала группы компании "СНС" Татьяны Соколянской, в корпоративной культуре некоторых российских компаний по-прежнему распространён авторитарный стиль управления, поэтому роль фасилитации не стоит недооценивать.  

– Зачастую собственники и управленцы хотели бы делегировать, но не всегда их команды готовы принять такую ответственность. Фасилитация – это одновременно мост во взаимопонимании обеих сторон и возможность изменить осознание роли команды в принятии глобальных решений, – уточняет она.