Год назад Музей архитектуры порадовал любителей модерна и просто красивых форм проектом, посвящённым возрождению техники изготовления фальконье – стеклянных кирпичей ручного выдува, названных по имени своего создателя, швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье. В архитектуре эпохи модерна на рубеже XIX-XХ веков фальконье можно было встретить во многих сооружениях. Немало строений с фальконье до сих пор сохранилось и в России: технология пришла сюда позже, и если во время Первой мировой войны производство красивых кирпичей в Европе из-за экономического кризиса прекратилось, то в СССР их выдували вплоть до Великой Отечественной войны.
В 2019 году бывший директор Музея архитектуры Елизавета Лихачёва оказалась в родном городе Гюстава Фальконье Ньон, на выставке "Мечта архитектора. Стеклянный кирпич Фальконье" в музее Шато де Ньон. Она записала видеоинтервью с главой музея Винсентом Либером и предложила ему совместный проект с Музеем архитектуры. Интервью увидели петербургские стекольщики из экспериментальной стеклодувной мастерской NWGlass.lab и укрепились в решении возродить производство кирпичей. Поэтому на открытии выставки показали не только исторические артефакты, но и совсем новые кирпичи, из которых выложили часть проёмов во флигеле "Руина" Музея архитектуры. К открытию выставки стеклодувы воссоздали четыре основные модели фальконье: №№ 5, 7, 8 и 9 – с двухрёберным, трёхрёберным и лучевым рельефами, а также боковые модули к моделям №№ 8 и 9.
Изначально задуманный как просветительский, проект в результате вылился в реставрационные истории. Сначала к лаборатории NWGlass.lab обратились активные жильцы бывшего доходного дома А. М. Бабушкина (ул. Садовническая, 61, с. 1). Во внутренних лестничных окнах из фальконье там не хватало нескольких кирпичей, и нужно было восполнить утраты.
– Но оказалось, что у них форма кирпича № 9 не классическая трёхгранная, а двугранная, как в кирпичах фальконье в книгохранилище РГБ, – рассказывает Metro Тамара Ковалёва, основатель и руководитель NWGlass.lab. – Это были наши первые 20 кирпичей, форму которых мы корректировали два года. В Москве очень много таких домов с внутренними окнами из фальконье, и нам известны далеко не все.
После выставки отношение к фальконье поменялось, констатирует Тамара Ковалёва. Если до этого был случай, когда кирпичи просто закрасили краской, не понимая их ценности, то теперь архитекторы, которым попадаются в процессе реставрации здания с фальконье, вносят их в предмет охраны.
– Мы очень долго ждали момента, когда крупные подрядчики начнут сохранять, а не только заказывать новое, – говорит Тамара Ковалёва. – И здесь стоимость кирпича помогает тому, чтобы люди об этом подумали.
Кирпичи начали восстанавливать не только в столицах: в Нижнем Новгороде восстановили фальконье в брандмауэрной стене дома Щелухиной и отреставрировали световые окна с фальконье в доме Ерошенко в Санкт-Петербурге. Причём в последнем случае их воссоздавали буквально по осколкам и клеймам.
В Москве также восстановили оконный проём в семейной усыпальнице Кнопов на Введенском кладбище, а этим летом завершат реставрационные работы в Саввинском подворье (Тверская, 6), где удалось восполнить множество проёмов в различных частях здания, а также в доходном доме Ломакиной (ул. Гиляровского, 20, с. 2). Кроме того, идут переговоры по поводу воссоздания кладки с фальконье в одном из зданий на Знаменке.
Но и это не всё: стеклодувы так вдохновились, что через год после выставки в Музее архитектуры восстановили ещё один тип фальконье – "Морская раковина". Это ранняя модель стеклянных кирпичей, которая производилась небольшими сериями компанией Falconnier. До наших дней в Европе известна только одна постройка с сохранившейся кладкой из фальконье в форме раковины: дом архитектора Винсента Манжеа в Танне (Швейцария, кантон Во). Стеклодувы из NWGlass.lab позаимствовали для возрождения необычной формы кирпич из коллекции частного лица – Алины Жеверди из Ньона, родины Гюстава Фальконье. Результат работы российских мастеров можно оценить во флигеле "Руина" Музея архитектуры, где теперь есть переливающаяся всеми морскими цветами кладка из стеклянных раковин.
– Форма "Морская раковина" заинтриговала нас тем, что она не геометрическая, а природная – хотелось повторить, понять, как это сделано, – рассказывает Тамара Ковалёва. – В массовое производство она не пошла, скорее всего, потому, что её форма не очень удобна для заполнения прямоугольных проёмов, что не отменяет её фантастической красоты.