Фальконье становится всё больше: как выставка возродила утраченную традицию

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева презентовали новую форму кирпичей фальконье – на этот раз редкую форму "морская раковина"
Фальконье становится всё больше: как выставка возродила утраченную традицию
Андрей Стрельников для NWGlass.lab / Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Современный стеклянный кирпич системы Фальконье модели "Морская раковина". Производство: NWGlass.lab (г. Санкт-Петербург).

Год назад Музей архитектуры порадовал любителей модерна и просто красивых форм проектом, посвящённым возрождению техники изготовления фальконье – стеклянных кирпичей ручного выдува, названных по имени своего создателя, швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье. В архитектуре эпохи модерна на рубеже XIX-XХ веков фальконье можно было встретить во многих сооружениях. Немало строений с фальконье до сих пор сохранилось и в России: технология пришла сюда позже, и если во время Первой мировой войны производство красивых кирпичей в Европе из-за экономического кризиса прекратилось, то в СССР их выдували вплоть до Великой Отечественной войны.

Стеклянные кирпичи, модель №9. XXI век, Санкт-Петербург.
Андрей Стрельников для NWGlass.lab / Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Стеклянные кирпичи, модель №9. XXI век, Санкт-Петербург.

В 2019 году бывший директор Музея архитектуры Елизавета Лихачёва оказалась в родном городе Гюстава Фальконье Ньон, на выставке "Мечта архитектора. Стеклянный кирпич Фальконье" в музее Шато де Ньон. Она записала видеоинтервью с главой музея Винсентом Либером и предложила ему совместный проект с Музеем архитектуры. Интервью увидели петербургские стекольщики из экспериментальной стеклодувной мастерской NWGlass.lab и укрепились в решении возродить производство кирпичей. Поэтому на открытии выставки показали не только исторические артефакты, но и совсем новые кирпичи, из которых выложили часть проёмов во флигеле "Руина" Музея архитектуры. К открытию выставки стеклодувы воссоздали четыре основные модели фальконье: №№ 5, 7, 8 и 9 – с двухрёберным, трёхрёберным и лучевым рельефами, а также боковые модули к моделям №№ 8 и 9. 

ЦИТАТА
В 2019 году наша команда увидела фотографию фрагмента сборки из фальконье, имитирующих морскую раковину, в каталоге швейцарской выставки. На изображении не запечатлено ни одной детали самого сооружения – ни рамы, ни стены или дверного откоса, а только уходящие за границы листа стеклянные раковины. Это "окно" на фотографии сразу же стало для нас объектом восхищения – мы буквально смотрели через него в будущее наших долгих экспериментов по его воссозданию, понимая, что производство чего-то принципиально нового бессмысленно, когда можно возродить что-то совершенное, придуманное до тебя. Мы с глубоким уважением и внимательностью отнеслись к автору и его изобретению, и, наконец, "бумажное окно" стало настоящим в месте, где мы хотели реализовать эту мечту — в Музее архитектуры в Москве.
— Тамара Ковалёва, основатель и руководитель экспериментальной стеклодувной мастерской NWGlass.lab

Изначально задуманный как просветительский, проект в результате вылился в реставрационные истории. Сначала к лаборатории NWGlass.lab обратились активные жильцы бывшего доходного дома А. М. Бабушкина (ул. Садовническая, 61, с. 1). Во внутренних лестничных окнах из фальконье там не хватало нескольких кирпичей, и нужно было восполнить утраты.

– Но оказалось, что у них форма кирпича № 9 не классическая трёхгранная, а двугранная, как в кирпичах фальконье в книгохранилище РГБ, – рассказывает Metro Тамара Ковалёва, основатель и руководитель NWGlass.lab. – Это были наши первые 20 кирпичей, форму которых мы корректировали два года. В Москве очень много таких домов с внутренними окнами из фальконье, и нам известны далеко не все.

Доходный дом А. М. Бабушкина, 1910 г., архитектор Д. Г. Топазов, Москва.
Никита Андреев / Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Доходный дом А. М. Бабушкина, 1910 г., архитектор Д. Г. Топазов, Москва.

После выставки отношение к фальконье поменялось, констатирует Тамара Ковалёва. Если до этого был случай, когда кирпичи просто закрасили краской, не понимая их ценности, то теперь архитекторы, которым попадаются в процессе реставрации здания с фальконье, вносят их в предмет охраны. 

Цифра
3–5 тыс. руб.
– цена одного кирпича фальконье.

– Мы очень долго ждали момента, когда крупные подрядчики начнут сохранять, а не только заказывать новое, – говорит Тамара Ковалёва. – И здесь стоимость кирпича помогает тому, чтобы люди об этом подумали.

Кирпичи начали восстанавливать не только в столицах: в Нижнем Новгороде восстановили фальконье в брандмауэрной стене дома Щелухиной и отреставрировали световые окна с фальконье в доме Ерошенко в Санкт-Петербурге. Причём в последнем случае их воссоздавали буквально по осколкам и клеймам.

Доходный дом А. И. Ерошенко, 1903–1905 гг., архитектор Ф. Ф. Фон Постельс, Санкт-Петербург.
Никита Андреев / Пресс-служба Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Доходный дом А. И. Ерошенко, 1903–1905 гг., архитектор Ф. Ф. Фон Постельс, Санкт-Петербург.

В Москве также восстановили оконный проём в семейной усыпальнице Кнопов на Введенском кладбище, а этим летом завершат реставрационные работы в Саввинском подворье (Тверская, 6), где удалось восполнить множество проёмов в различных частях здания, а также в доходном доме Ломакиной (ул. Гиляровского, 20, с. 2). Кроме того, идут переговоры по поводу воссоздания кладки с фальконье в одном из зданий на Знаменке. 

Цифра
3
человека делают один фальконье.

Но и это не всё: стеклодувы так вдохновились, что через год после выставки в Музее архитектуры восстановили ещё один тип фальконье – "Морская раковина". Это ранняя модель стеклянных кирпичей, которая производилась небольшими сериями компанией Falconnier. До наших дней в Европе известна только одна постройка с сохранившейся кладкой из фальконье в форме раковины: дом архитектора Винсента Манжеа в Танне (Швейцария, кантон Во). Стеклодувы из NWGlass.lab позаимствовали для возрождения необычной формы кирпич из коллекции частного лица – Алины Жеверди из Ньона, родины Гюстава Фальконье. Результат работы российских мастеров можно оценить во флигеле "Руина" Музея архитектуры, где теперь есть переливающаяся всеми морскими цветами кладка из стеклянных раковин.

Фрагмент сборки из современных стеклянных кирпичей системы Фальконье модели "Морская раковина" в оконном проёме на лестничном пролёте второго этажа Флигеля "Руина". Производство и монтаж изделий: NWGlass.lab (г. Санкт-Петербург).
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Фрагмент сборки из современных стеклянных кирпичей системы Фальконье модели "Морская раковина" в оконном проёме на лестничном пролёте второго этажа Флигеля "Руина". Производство и монтаж изделий: NWGlass.lab (г. Санкт-Петербург).

– Форма "Морская раковина" заинтриговала нас тем, что она не геометрическая, а природная – хотелось повторить, понять, как это сделано, – рассказывает Тамара Ковалёва. – В массовое производство она не пошла, скорее всего, потому, что её форма не очень удобна для заполнения прямоугольных проёмов, что не отменяет её фантастической красоты.