Европейские парламентарии проголосовали за резолюцию, в которой призывают власти ЕС принять новый, десятый пакет санкций против нашей страны. В документе призывается отказаться от импорта любого топлива из России, урана и алмазов, а также от покупки голубого топлива по газопроводам "Северный поток – 1" и "Северный поток – 2". Также санкции теперь угрожают и единственной негосударственной частной российской нефтяной компании "Лукойл", которая работает на европейском рынке.
Как рассказал Metro заместитель директора Высшей школы тарифного регулирования РЭУ им. Г. В. Плеханова Иван Капитонов, в прошлом, 2022-м, году рост поставок российского сжиженного природного газа (СПГ) составил более чем 20%. И теперь ЕС не хочет покупать российский СПГ вообще.
– Кроме того, четвёртая нитка "Северного потока – 2" цела, и европейцы фиксируют позицию, что не собираются по ней закупать газ. Остальные три нитки тогда вообще отремонтированы не будут, – говорит Иван Капитонов.
Что касается "Лукойла", то у российской компании есть нефтеперерабатывающие заводы в Италии, Германии, Франции, а также сеть автозаправок в европейских странах.
– По аналогии с другими российскими энергетическими компаниями "Лукойлу" может угрожать арест активов и принудительная их продажа, – предупреждает эксперт.
Что касается российского ядерного топлива, то, по данным американского издания Politico, наша страна является вторым по объёмам поставщиком урана для стран Евросоюза.
Как рассказал Metro доктор технических наук, бывший начальник инспекции по ядерной и радиационной безопасности Госатомнадзора СССР Владимир Кузнецов, атомные электростанции Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии и Финляндии зависят от российского урана.
– Мы также перерабатываем отвальный французский гексофторитуран, доизвлекаем, что французы не доизвлекли, и возвращаем французам же, – говорит собеседник.
По его словам, в случае уранового эмбарго непонятно, как европейцы будут замещать российские топливные элементы.
– Небезопасно работать на иных, отличных от российских топливных сборках, потому что технология не соблюдена, – говорит Владимир Кузнецов.
С ним согласен Иван Капитонов.
– Ни одна компания мира не согласится влезть в историю по замене российских топливных сборок по причине небезопасности и неотработанности технологии. Единственная компания, которая пыталась это сделать, уже обанкрочена, – обращает внимание эксперт.
Как рассказала Metro ювелир-геммолог Наталья Алексеёнок, в Европе находится ведущая мировая алмазная биржа (Антверпен, Бельгия) и ограночные центры.
– Если ЕС введёт эмбарго на российские камни, это создаст некоторые сложности на российском рынке ювелирных изделий и цены на бриллианты могут немного подскочить, – прогнозирует собеседница.