Европейские страны не смогут к 2030 году полностью отказаться от российских угля и газа

Западные страны ищут альтернативы российским ресурсам. Metro выяснило у наших и западных экспертов, увенчаются ли успехом их поиски
Европейские страны не смогут к 2030 году полностью отказаться от российских угля и газа
SeanGallup / GettyImages
Эксперты считают, что Западу будет не так уж просто отказаться от российских энергоносителей: если сделать это резко,возникнет очередной экономический кризис.

Одним из последствий спец-операции на Украине являются значительные изменения в глобальном энергетическом ландшафте – они коснутся как нас, так и Запада.

Ситуация с газом и углём

Вчера утром Еврокомиссия предложила странам ЕС план отказа от угля, нефти и газа из России к 2030 году. Однако насколько жизнеспособен этот план?

– Предложение отказаться от наших энергоносителей к 30-м годам выглядит малореалистичным. Но даже оно более реалистично, чем их заявление о том, что они к концу этого года откажутся от российского газа на 67%, – говорит Metro ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – Пока что Россия остаётся крупнейшим поставщиком практически всех энергоносителей в Европу. От российского угля они зависят даже больше, чем от российского газа, и непонятно, за счёт чего они будут отказываться от нашего газа. Если они введут против него санкции, Россия наложит санкции на поставки угля. И тогда произойдёт экономический коллапс. 

Зависимость Европы от  России по энергоресурсам действительно большая. Поэтому сейчас, скорее всего, жёсткая риторика "полного отказа" сменится на "частичный отказ". Ведь до этого года смелым казался даже план полного отказа Европы от углеводородов к 2050 году,  а сейчас речь идёт уже о 2030-м. К этому времени возобновляемую, зелёную энергетику развить не получится – так же как не получится найти новые источники добычи энергоресурсов и не получится перенаправить их с азиатских рынков на европейские. По словам Юшкова, азиаты ни за что не откажутся от потребления углеводородов ради европейцев.

Ситуация с нефтью

Днём ранее президент США Джо Байден объявил о запрете импорта любых российских энергоносителей, кроме урана – ЕС к эмбарго не присоединился. На этом фоне цены на нефть на мировом рынке выросли до 130  долларов за баррель. Что сейчас будут делать США?

   – У американцев есть три сценария. Первый – это давить на Саудовскую Аравию, чтобы она увеличила добычу и поставки нефти в Америку, – объясняет Metro Скотт Монтгомери, профессор Школы международных исследований при Вашингтонском университете. – Второй сценарий – это увеличить добычу и экспорт нефти в самих Штатах. Но это не понравится американским добывающим компаниям, потому что они не были к этому готовы и им придётся много работать за маленькие деньги. Наконец, третий сценарий – это снять санкции с Ирана, связанные с его ядерной программой, и позволить ему импортировать нефть. Но для США это будет крайним шагом.

Последний сценарий кажется сомнительным и российскому эксперту Игорю Юшкову.

Если с Ирана снять санкции, он сможет увеличить экспорт на 1–2 млн баррелей в сутки к концу года. Но Западу эффект от санкций нужен быстрее, они хотят лишить Россию доходов здесь и сейчас, – объясняет эксперт. –  Кроме Ирана есть ещё Венесуэла, но американцы тоже ввели против неё санкции, поэтому она вряд ли захочет сотрудничать. Да и там нужно ещё год-два восстанавливать добычу. Поэтому, скорее всего, мы просто поменяемся рынками сбыта с ближневосточными странами: они будут поставлять энергоресурсы США и Европе, а мы – азиатским странам.

–––––––––––––––––––––––––

Скотт Монтгомери, профессор Школы международных исследований при Вашингтонском университете

Как Запад видит основные изменения в глобальной энергетической политике, которые могут произойти в результате спецоперации на Украине?

Европа будет пытаться ускорить переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам энергии, ядерной энергетике и водороду и станет активно продвигать идею электромобилей. Скорее всего, в ближайшие несколько лет на них «подсядут» все европейцы, потому что бензин будет стоить очень дорого. Россия же обратится с экспортом нефти и газа в Азию, главным образом в Китай. Но Китай – страна, которая избегает зависимостей в чём бы то ни было от одной страны, поэтому китайские власти будут продолжать настаивать на идее работы с несколькими поставщиками. США будут вынуждены стать ещё более крупным производителем нефти, несмотря на то что в стране до 2022 года остро стоял вопрос борьбы с климатическими изменениями. Это может спровоцировать недовольство в обществе. 

Как реагируют добывающие компании на то, что сейчас происходит в мире энергетики?

Большинство из них сейчас находятся, конечно, в шоке и переосмысливают свою зависимость от Москвы. Крупные компании, такие как BP, Shell, Equinor и ExxonMobil, покидают Россию, при этом прекрасно понимая, что они потеряют миллиарды долларов после десятилетий инвестиций.

Кроме того, неопределённое будущее ждёт и ОПЕК+ – так называется организация, которая контролирует уровень добычи в странах и в которую входят страны, не входящие в обычный ОПЕК. Россия сотрудничает с ОПЕК+ с 2016 года. Нужно признать, что это партнёрство имело успех, но теперь, когда санкции ввергли Россию в финансовую изоляцию, её будущее остаётся неопределённым.

Может ли Запад быстро перейти на зелёную энергетику?

На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Да, самодостаточные страны, возможно, смогут обеспечить довольно быстрый переход на возобновляемые источники энергии. Другой вопрос – готовы ли к этому люди, ведь многие из них по-прежнему не хотят переходить на электромобили и отказываться от достаточного обогрева квартир, чтобы помочь экономике. Ещё один вопрос – хватит ли у Европы оборудования, чтобы эту самую зелёную энергию производить в достаточных масштабах. Спрос на возобновляемые источники есть в Японии, Южной Корее, развитых богатых европейских странах. Но смогут ли менее состоятельные страны быстро подтянуться за ними? Скорее всего, нет. Поэтому во многом быстрый переход на зелёную энергию будет зависеть именно от них.