Евгений Гришковец превратил Ивана Грозного в Карлсона и освоил езду на медведе

На экраны вышла семейная приключенческая комедия Карена Оганесяна "Грозный папа". Metro побеседовало с исполнителем главной роли Ивана Грозного – Евгением Гришковцом
Евгений Гришковец превратил Ивана Грозного в Карлсона и освоил езду на медведе
Кадр со съёмок
В XXI веке Ивану Васильевичу приходится знакомиться со многими диковинками, в первую очередь с "дьявольским сосудом" – смартфоном.

По сюжету, чтобы воскресить «сыночку», собственноручно убитого, почти как на картине Репина, Иван Грозный хочет вернуться в прошлое, но по ошибке попадает в будущее, в наши дни.

Как вас угораздило сняться в роли царя? 

– Мне это предложил Карен Оганесян. Я с ним работал на фильме "Молоко" всего один день, и уж как он во мне разглядел этого персонажа, я не знаю. Но я сразу согласился. Это же большое приключение – посниматься в детской картине, тем более в такой эксцентричной роли.

Мы видели много разных Иванов Грозных на экране. И серьёзных, и страшных, и комичных. Как вы работали над своим образом? 

– Исходя из сценария, я для себя решил, что мой персонаж – это такой своего рода Карлсон. Взбалмошный, эгоистичный, пьющий, своенравный, в общем, не очень приятный. Но он очень энергичный, и там, где он появляется, сразу начинается какое-то приключение. У других персонажей жизнь довольно скучная, мелкая, детям скучно с их родителями, и тут появляется он – и начинается движуха. 

Карен Оганесян для меня всегда выбирает очень экзотические роли. От эксгибициониста до царя Ивана Грозного – дистанция, согласитесь, большая.
Евгений Гришковец, актёр

На премьере вы сказали, что год привыкали к своему отражению в зеркале. 

– Да, мне год брили голову, клеили по бокам длинные волосы и бороду. Полтора часа каждый день, и ещё час снимали всю эту канитель. И я настолько к этому привык, что запросто ходил на обед или уезжал на какую-нибудь встречу, не снимая этих волос. Люди, конечно, сильно удивлялись моему образу. Ещё на мне были очень тяжёлые одежды – 12 килограмм весом. И очень тяжёлые сапоги, средневековые. Когда после смены мне удавалось надеть кроссовки, я чувствовал, что цивилизация – это всё-таки прекрасно. Да, и ещё, когда меня переодели в костюм спортивный и надели шапочку, было здорово. Она мне очень понравилась, жалко было с ней расставаться. 

Но самым главным приключением для меня была поездка на медведе, которого привезли в Ярославль из московского цирка. Довольно большой молодой медведь, больше 200 кг весом. Но я не думал, что я сам на нём буду сидеть, думал, будет каскадёр. Пусть он дрессированный, пусть из цирка, но на нём нет даже намордника, а лапы там такие! На нём оказалось очень тяжело усидеть из-за скользкой шерсти. К тому же он очень-очень сильно пахнет. Вдобавок ко всему дрессировщик набивал ему полную пасть жареного арахиса. И когда медведь с удовольствием грыз этот арахис, вибрации от его мощных челюстей передавались в позвоночник и становилось очень страшно. А потом он очень интересовался тем, кто сидит у него на спине. Начинал оглядываться, и в это время дрессировщик таким охрипшим голосом ему командовал, как собаке: "Фу, Том, фу!!!"

Много было импровизаций? 

– Очень много. Сценарий то сокращали, то, наоборот, развивали. И мне было очень приятно, что сценаристы, которые всё-таки довольно трепетно относятся к своему детищу, были не против наших шалостей.

А почему в автомагнитоле играет песня Леонтьева "Казанова"?  

– Ну, если вы заметили, в этом кино много таких ретромоментов. Такси "Фольксваген-Жук" старый, практически игрушечный, там вообще всё такое игрушечное, яблоки висят на всех деревьях, постоянно летит пух, бандит приезжает на старом кадиллаке 70-х годов, у него какие-то странные усы, его охранники тоже в подтяжках и с усами, как будто из Америки 30-х годов. Так задумал режиссёр, Карен, а уж что он этим хотел сказать... И он решил эту песню включить в кино. Я вообще впервые в жизни пел вслух. Это смешная песня, она вызывает только слегка ностальгические чувства и просто улыбку, потому что она ну очень смешная, можно сказать, даже дурацкая... 

Фильм позиционируется как семейный. Расскажите, как вы видите идею семьи в нём. 

– Здесь же практически распавшаяся семья, но благодаря этим приключениям она воссоединяется. Один доказывает детям, что он отец, дети убеждаются, что их отец не пустое место и его есть за что уважать. И даже жена в этом убеждается. 

Карен на премьере сказал, что надо, чтобы наши дети смотрели наши хорошие детские фильмы. Как вы считаете, удалось снять такое кино?

– Фильм посмотрел мой 18-летний сын и сказал, что хочет сходить с сестрой, которой 12 лет. Я думаю, ей фильм зайдёт, потому что там героиня 12-летняя. А рядом со мной сидела 4-летняя очаровательная девочка. Ей было то страшно, то смешно и, очевидно, непонятно, о чём идёт речь, но ей нравилась картинка: беготня, трюки, костюмы, медведи, цирк, ведьма, которой она боялась и пряталась у мамы в коленях. 

Люди, которым это адресовано, – дети лет 6–7 и до 13. Главное тут будет поход с родителями. Для них тоже есть шутки. Карен прав, нашим детям нужны фильмы, сделанные сейчас. Они немного устали от прекрасных фильмов советской поры и хотят увидеть в кино всё-таки своих сегодняшних ровесников.