Действие "Оставленных" разворачивается под Рождество в 1970-х годах. Преподаватель Пол (Пол Джаматти), которого за противный характер не любят ни студенты, ни коллеги и у которого нет семьи, на праздники остаётся дежурить в школе. Под его надзором – трудный подросток Ангус, которого, похоже, тоже никто не ждёт дома. К их компании присоединяется темнокожая повариха из школьной столовой Мэри, потерявшая единственного сына во Вьетнамской войне.
Дэвид, если не ошибаюсь, сценарий этого фильма появился в результате вашего разговора с Александром Пэйном? Как это было?
– Где-то в 2016 году я написал историю, о которой до этого думал уже долгое время. Во многом это автобиография про странного замкнутого мальчика, любящего читать. Его родители развелись в 1969 году. Он переживает из-за этого и из-за сложностей в школе, где его не понимают ровесники. Отец мальчика преподаёт в частной школе и переводит туда сына. И дальше мальчик пытается найти общий язык со своим отстранённым папой.
Александр Пэйн получил мой сценарий через нашего общего знакомого. Он мне позвонил, но я сначала решил, что это розыгрыш, и чуть ли не повесил трубку. Самое забавное – Александр заявил, что не хочет снимать мою историю, но у него есть идея фильма про чудаковатого профессора с плохим зрением, который однажды застревает в школе с детьми, ненужными их родителям. И я ответил: "Я в деле".
Получается, вам пришлось кардинально переписывать свой сценарий?
– В эмоциональной динамике обе истории очень схожи. Но персонажи, сюжет и время действия изменились существенно. Остались настроение, атмосфера – поменялись декорации.
Почему события перенесли в 1970-е?
– В самом начале работы над сценарием Александр меня спросил: "Принципиальный вопрос – 1960-е или 1970-е годы?" И я сразу выбрал 1970-е. Я уверен, что в культурном соотношении современность сильнее перекликается с 1970-ми, чем с 1960-ми. Вся та же огромная пропасть между имущими и неимущими, существенное социальное неравенство, расовая напряжённость, дискриминация и унижение чернокожих людей.
Большинство проблем, с которыми сейчас встречаются американцы, существовали и 50 лет назад. Плюс стилистически та эпоха очень гармонично ложится на творчество Александра как режиссёра.
"Оставленные" – это история любви трёх людей, которые пытаются заново начать жизнь. Дэвид Хемингсон, сценарист
Признаюсь, на меня сильнейшее впечатление произвела Мэри. Невероятно сильный характер. Как вы его придумали?
– Как я уже рассказывал, сценарий "Оставленных" сильно перекликается с моей собственной жизнью. Моя мама умерла 24 года назад. Для меня это невосполнимая утрата. Мама была центром моей вселенной. Когда родители развелись, мы остались с ней вдвоём, и было ощущение, как будто с нас содрали кожу. Я знаю, что ей было очень тяжело, потому что мы были очень бедны. Она вставала в 4 утра и шла на работу, потом бежала домой, чтобы успеть приготовить мне ужин. И так каждый день.
Я хотел создать персонажа, обладающего подобным уровнем преданности, любви и силы. И тогда я решил: а что, если я просто возьму характер своей мамы? Но я ещё усилил драматизм, представив, что было бы с моей мамой, если бы она меня потеряла.
Так родилась Мэри – весёлая, сильная женщина, которая страдает от невообразимой утраты и делает всё возможное, чтобы справиться с болью, чтобы жить дальше и помогать тем, кто в этом нуждается. Ведь у неё есть столько любви.
Какую ждёте реакцию от зрителей?
– В первую очередь мы снимали историю любви. Любви между тремя людьми, которые пытаются начать жизнь сначала. У Ангуса есть тайна, связанная с его отцом, которого он стыдится. Он боится, что эта тайна сломает его судьбу, он похож на Хана Соло, застывшего в ожидании будущего.
Мэри тоже застыла – в своей боли. Пол привык жить во лжи – он постоянно врёт студентам о своей блестящей карьере и очень боится, что его поймают. Все трое сломлены, но они встречают друг друга и отчасти исцеляются. Это кино о любви, которая помогает выйти из тупика. Это кино о надежде.