Школа – это этап, который нужно выдержать достойно и ребёнку, и родителям. Говорят, впечатления, радости и обиды этих лет, как и аттестат, – медаль на всю жизнь. Во многом от них зависит, как и что сложится дальше.
Игорь Сивов уверен, что к сложностям и переживаниям школьника важно отнестись осознанно. Если взрослый услышит его сейчас, "то со временем он не утратит способности слышать родителя".
Если не нравится математика
Сивов предложил представить ситуацию. Ребёнок приходит и заявляет: "Мне не нравится математика". А оценки в дневники это только подтверждают.
– Как чаще всего в семье может решаться вопрос? Отругали, сказали, что это все глупости, – напомнил опытный отец. – Ещё хуже, если добавили: у всех дети как дети, а ты треугольник от квадрата, что ли, отличить не можешь!
Писатель предлагает встать на место ребёнка и представить, что он в этот момент чувствует.
– Он воспринимает это так, будто его интересы, страхи, проблемы не имеют для родителей никакого значения, – считает Сивов.
Следуя принципам осознанного родительства, лучше поступить иначе.
– Самое важное – покажите свою заинтересованность, – посоветовал Сивов. – Нужно признать сложность задачи. Ни в коем случае не надо говорить: "Твоя проблема ерунда".
Учителя не обесцениваем, ищем другие причины
Игорь Сивов считает, что важно понять причину, почему ребёнку не нравится предмет. Возлагать вину на учителя – путь неправильный.
– Что конкретно ты не понимаешь? – нужно спросить у школьника, считает Сивов. – Могут всплыть разные причины: не сложился эмоциональный контакт с учителем, в классе 35–40 учеников – нет возможности каждому объяснить, ребёнок стеснительный и т. д. Возьмите решение задачи на себя и создайте обстановку, в которой у ребёнка огонёк интереса к предмету.
Если силы, знания и время позволяет, автор "Ненавредителей" предлагает родителям сесть и разобраться в теме.
– Проводите с ребёнком время уроков качественно. Объясняйте тему, но не делайте всё за него.
Если что-то пошло не так, придётся привлечь репетитора.
– Если действовать из позиции заинтересованности и активной поддержки в любой ситуации, то контакт с ребёнком сохранится, – пояснил Сивов.
Уходим от прямых запретов
Ещё одно важное составляющее доверительных отношений – это уход от прямых запретов, даже если дело касается таких желаний, как попробовать алкоголь или выкурить сигарету.
– В подростковом возрасте запрет опирается на авторитет родителей. При этом важно, чтобы он был построен на уважении к мнению взрослого, но не на страхе к нему, – подчеркнул Сивов. – Сколько лет вы воспитывали ребёнка на страхе, столько же лет понадобится, чтобы вернуть его в парадигму доверия.
Но если работа не ведётся, продолжил Сивов, нет общения, а есть только запреты без объяснений и совместного качественного времени, то ребёнок легко может уйти и в алкоголь, и в другие вредные привычки. Любое "нет", по мнению эксперта, в таком случае сводится для ребёнка к нулю: всю жизнь слышит "нет", но ничего страшного не происходит.
Ребёнок, воспитанный в парадигме запретов, перестает на них реагировать. Поэтому задача родителей, даже если ребёнок закурил, – не запретить, а дать ему максимум информации о вреде сигарет. Игорь Сивов