
О чём сериал
После смерти Екатерины II на российский престол восходит её сын Павел. Екатерина хотела, чтобы после неё правил её любимый внук Александр, но её воля до поры до времени оказалась скрыта от глаз придворных, да и сам молодой князь ничуть не хочет конфликтовать с отцом, защищая его от недовольных новыми порядками и мечтающих о смене государя подданных. Однако вскоре отношения с отцом разладились и у Александра: заговорщики нашептали Павлу, что сын мечтает его свергнуть. Став косвенным свидетелем убийства отца, Александр не хочет брать на себя бремя власти, но супруга и друзья убеждают его, что ответственность за державу нельзя возложить на его ненадёжного брата или властолюбивую мать. Планы о преобразовании империи молодой царь вынашивает среди придворных интриг и надвигающейся из Европы грозы, где новый французский император Наполеон Бонапарт постепенно захватывает умы и территории...
Мы постарались соответствовать историческим фактам, уделив много времени консультациям и работе с мемуарами. Наверное, самым важным для меня документом стали письма Адама Чарторыйского, его воспоминания о пребывании в России, знакомстве с Александром I. Из них я и почерпнул большую часть информации для себя. Хотя справедливости ради надо сказать, что ни один художественный образ и ни одно художественное произведение, даже опираясь на исторические факты, документальным не будет. Это будет совокупность исторических фактов и вымысла. Работать над историей Александра I было очень увлекательно, потому что эта противоречивая личность в кино практически не исследована. Мне нравится быть первооткрывателем. Мы с командой попытались разгадать тайны его жизни, его личности, характера, понять мотивацию его действий. Он пробовал себя как прогрессивный правитель, хотел провести много реформ… Но для меня не столь важно рассказать современному зрителю об исторической личности, сколь поведать мудрую и интересную историю, которая, с одной стороны, даёт возможность отдохнуть и отвлечься от повседневности, а с другой – заставляет об этой повседневности подумать. Артём Насыбулин, режиссёр

Только факты
От эпохи Александра мало что осталось в первозданном виде, поэтому художественный ряд авторы картины собирали по крупицам. Было снято около 450 сцен. Часть съёмок проходила в Москве, в том числе в музее-заповеднике "Кусково", музее-заповеднике "Горки Ленинские" и в натурной декорации "Мосфильма". В течение 2 месяцев снимали в Санкт-Петербурге, в результате в сериале можно увидеть дворцы Елизаветино, Мраморный, Елагиноостровский, Елисеевых, Мало-Михайловский, Петропавловскую крепость, множество исторических усадеб и особняков того времени. Михайловский замок, куда Павел I переехал с семьёй, опасаясь покушения, по сюжету был ещё не достроен, поэтому его интерьеры снимали в Академии Штиглица, где шла реставрация и частично стояли строительные леса.
В картине зритель увидит три периода: екатерининский, павловский и александровский. У каждого свои особенности, которые отражаются в одежде, манерах и диалогах.
– Три эпохи, показанные в сериале, в интерьере проследить сложнее, но мы старались показать эти изменения, – рассказывает художник-постановщик сериала Константин Винокуров. – Например, Павел по-другому смотрел на роскошь и убрал всё золото из дворца: было богато, стало по-военному строже. Ампир у нас показан в сценах с Наполеоном, потому что он и является родоначальником этого стиля и таким образом мы старались отобразить его "имперскость".
В сериале много внимания уделили исторической антропологии – то есть быту эпохи, отношению людей друг к другу, особенностям этикета. Например, актёров учили держать приборы как светский человек прошлого, потому что сейчас эта культура исчезла. Девушек учили правильно делать реверанс, молодых людей – кланяться, потому что даже ответить на поклон можно по-разному.

Особое внимание уделялось тому, как следует отдавать воинское приветствие. Фильм начинается с момента смерти Екатерины и продолжается до Тильзитского мирного договора, и в разные периоды в этом временном промежутке воинские церемонии и приветствия проходили по-разному. При Екатерине II и Павле I военный снимал шляпу перед государем, опускал левую руку вместе со шляпой вниз и стоял навытяжку, а гражданский снимал шляпу и делал придворный поклон. А Александр I в 1806 году ввёл послабление, так как мода изменилась и мешали большие головные уборы: можно было просто прикладывать к шляпе левую руку.
Отслеживалось, как обращаться с щипцами для свечей, как выглядело серебро того времени, как класть вилку – вниз или вверх зубчиками, в зависимости от того, где происходит действие – в России, Англии или Франции. В то время была принята так называемая французская сервировка: кушанья не ставили на стол, а выносили и демонстрировали, гости выбирали блюдо и еда относилась на специальный столик, где нарезались порции для каждого гостя.
– Больше всего я общался с Женей Романцовым и Глебом Бочковым, – рассказывает исторический консультант сериала Андрей Малов-Гра. – Они очень современные ребята, поэтому им приходилось ставить положение рук и тела, следить, чтобы спина была всегда прямая. Одежда того времени сама "держала" человека, он сидел прямо, редко откинувшись на спинку. Одна ступня была под собой, фактически под креслом, другая выставлена вперёд, потому что если такого положения ног не будет, то человек потом с трудом сможет встать. Одна рука обязательно в какой-то картинной позе, у рук средние пальцы сжаты, чтобы быть всегда похожим на древнегреческую статую. Это эпоха классицизма, все стояли в картинных позах, потому что по-другому не умели, все с детства занимались танцами. Это была эпоха красоты.
Исторические личности и актёры
Александр I
Александр I Павлович (1777–1825) – император Всероссийский. В народе его называли Благословенный. Своё имя получил благодаря бабушке Екатерине II, которая назвала внука в честь Александра Невского и Александра Македонского в надежде, что тот повторит судьбы великих полководцев. 12 (24) марта 1801 года в результате заговора был убит император Павел I и трон занял его сын Александр. Его деятельность в первые годы правления была направлена на масштабное реформирование порядков в стране. Его усилиями был создан Государственный совет, министерства, предприняты попытки ослабления крепостного права.
У художников по гриму для съёмок было заготовлено порядка 500 бакенбардов, 200 усов и 70 париков. На главного героя в исполнении Евгения Романцова парик не надевали, чтобы ему было комфортнее, вместо него использовали наращивания и шиньоны.
Евгений Романцов, исполнитель роли Александра I:
"В нашей истории много всего: и любовь, и борьба, и боль сердечная, и дружба мужская, и противостояние отцов и детей. Но главная интрига заключается в том, каким Александр был сам по себе, как шёл к престолу, как любил, как его любили, какие сложности были на его пути. Он с детства был вынужден вести двойные игры, находясь между двумя воинствующими дворами, хотя эти дворы были родственными по отношению друг к другу. Но Александр – большой человек с большим сердцем, очень добрый и чуткий. И для меня остаётся удивительным, что он сохранил в себе эти качества. Я бы дружил с ним, Александр мне нравится за внутреннюю свободу".

Павел I
Павел I Петрович (1754–1801) – император Всероссийский, родоначальник Российского императорского дома. Сын Екатерины II и Петра III, правнук Петра Великого. Российский престол занял в 1796 году после смерти своей матери императрицы Екатерины Великой. Сразу приступил к реформам, самой важной из которых стала реформа системы престолонаследия. Во внутренней политике ограничил привилегии дворянского сословия и прикладывал усилия для отмены крепостного права. Ввёл серебряный стандарт российского рубля, уменьшил в 10 раз расходы на содержание императорского двора, в два раза снизил расходы на флот и сократил армию. Главной внешнеполитической задачей считал борьбу с Францией, в которой произошла революция. Непоследовательность ряда мер, а также свойства его непростого характера привели к широкому недовольству в гвардии и среди сановников. Погиб 12 (24) марта 1801 года в ходе последнего в российской истории дворцового переворота.
3 часа заняло нанесение пластического грима на актёра Фёдора Лаврова для сцены убийства Павла I.
Фёдор Лавров, исполнитель роли Павла I, отца Александра I:
"Сомнений, соглашаться на эту роль или нет, не было никаких, потому что мне всегда интересно играть неоднозначные фигуры, всегда интересно увидеть человека за его образом: что он из себя представляет, чем живёт. Павел – очень объёмная личность. Я думаю, отношения с матерью нанесли ему глубочайшую травму, что сильно повлияло на его судьбу. Он сделал очень много правильного, например, провёл реформы. Но были поступки, которые действительно могут сойти за девиантное поведение. Вот эту его сторону интересно было исследовать, потому что всегда хочется вскрыть мотивы поступков человека. Мне пришлось покопаться в истории, чтобы понять, какая была тогда атмосфера, чем человек жил и так далее. Для меня ценнее, что внутри, а не то, что сверху. У нас на площадке был замечательный консультант, который проводил прекрасный экскурс в материал, я узнал много интересного. Например, на парике у Павла была очень длинная коса. Оказывается, в неё вплетали стальной стержень, чтобы обезопасить императора. Потому что на поле боя могли шашкой рубить в спину и этот стержень мог спасти ему жизнь".

Мария Фёдоровна, мать Александра I
Мария Фёдоровна, урождённая принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (1759–1828), – императрица, вторая супруга российского императора Павла I. Мать десятерых детей, из которых в раннем детстве умерла только дочь Ольга. Стояла у истоков Императорского человеколюбивого общества, Повивального института, училища ордена Святой Екатерины, а также ряда других филантропических заведений. Мужа своего любила и была потрясена его убийством, но заявила, что коронована и теперь должна царствовать, в течение четырёх часов отказываясь подчиниться сыну – новому императору Александру I. Затем, покорившись участи, почувствовала себя главой семьи и требовала послушания от венценосных сыновей, сначала Александра, потом Николая.
У каждой героини были свои цветовая палитра и украшения. У Елизаветы Алексеевны – жемчужные, светлые. У Марии Фёдоровны цвета тёмные, насыщенные, богатые тяжёлые украшения. У Катиш, сестры Александра, в костюме преобладали цветочные мотивы. Анна, жена Константина, была самой лаконичной и сдержанной.
Анна Банщикова, исполнительница роли Марии Фёдоровны:
"Мария Фёдоровна была мощнейшей женщиной, во многом подталкивала своих детей к тем или иным поступкам, держала всё в своих руках. Очень острая на язык, знала, где что сказать и куда кого направить. Мне хотелось передать, что ею двигала не только жажда власти, но и ощущение, что нет другого выхода. Она считала, что она мудрее, что правильнее поступит, и этой своей мудростью, любовью к детям и мужу держала всю семью. Конечно, интересно было погрузиться в эпоху. По фильмам сложно изучать прошлое, всё равно это художественная выдумка, притча на тему того времени. Но интересно смотреть, как люди тогда взаимодействовали, как себя вели. Жили тогда медленнее, иначе себя преподносили. Но событиями жизнь была так же насыщена: были любовь, ненависть, интриги, люди переживали то же самое".

Елизавета Алексеевна, супруга Александра I
Елизавета Алексеевна, урождённая Луиза Мария Августа Баденская (1779–1826), – российская императрица, супруга императора Александра I. Уже в 13 лет она была выбрана в жёны Александру его бабушкой Екатериной Великой. В годы правления Александра активно занялась благотворительностью, взяла под своё покровительство сиротский приют и несколько школ в Петербурге. Особое внимание уделяла Царскосельскому лицею. В браке с Александром родилось две дочери, но обе не дожили до полутора лет.
Больше всего костюмов в сериале было у Елизаветы Алексеевны – около 20, включая ночные наряды.
Анастасия Крылова, исполнительница роли Елизаветы Алексеевны:
"Это мой первый исторический проект, хотя я ещё со времен ГИТИСа думала, глядя на себя в зеркало, что должна играть в историческом кино. Но как-то не складывалось, и было, наверное, не время. И сейчас, когда я достигла определённого возраста и мудрости и уже ощущаю некую зрелость как личность, всё случилось. Для меня было большим счастьем сыграть эту принцессу, эту девушку, ставшую затем императрицей. Это большая работа большой команды и моя тоже. Я старалась не отходить от исторических фактов, но в её ангельский образ немножко добавила стержня и силы, в чём мне помогли сценаристы, прописав её как сильную женщину. Она все переживания держит внутри себя и внешне, как истинная немка, не показывает это. Конечно, очень ответственно играть такого персонажа. Перед каждой сменой я старалась пересматривать материалы по этой эпохе, по Елизавете. Как-то наткнулась на рассказ о ней как об очень трогательной, сопереживающей девушке, которая воспитывалась в очень доброй, любящей семье. И я даже немного всплакнула. Она так мечтала быть мамой, так хотела испытать это чувство, но жизнь распорядилась иначе. Это стало одной из основных её женских тем в нашей истории. Но, мне кажется, несмотря на все сложности, она была счастлива со своим мужем".

Константин Павлович, брат Александра I
Великий князь Константин Павлович (1779–1831) – российский цесаревич, второй сын Павла I и Марии Фёдоровны, считавшийся наследником русского престола после Александра Павловича. Назван бабушкой Екатериной II в честь Константина I Великого: этим выбором имени она выражала надежду, что Константин возродит Византию. В 1799 году участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова. В битве под Аустерлицем в 1805 году командовал гвардейским резервом, лично участвовал в сражении, прикрывая гвардейскими частями отход правого крыла союзных армий. В сражении проявил храбрость, за что был награждён орденом Святого Георгия III степени. В мае 1807 года – участник сражения с Наполеоном при Гейльсберге. В 1807 году сопровождал Александра I в Тильзит.
Исполнителям главных ролей для съёмок пришлось учиться играть на скрипке, вышивать, танцевать, фехтовать, брать уроки этикета и верховой езды, обращаться с оружием.
Глеб Бочков, исполнитель роли Константина, брата Александра I:
"Константин – настоящий патриот, он не отсиживается в тылу, идёт в атаку вместе с бойцами. Его основная движущая сила – брутальность и мужественность, его принцип – меньше разговоров, больше дела. Но у него достаточно печальная судьба. Он хотел стать императором и позже, когда влюбился в польскую графиню, сам отрёкся от престолонаследия. А по молодости стремление к власти у него было, и в фильме есть сцены, где эта интенция проявлена. Стареть моему герою по сюжету не приходится, поэтому возрастного грима у меня не было. Но причёски и костюмы я меняю в кадре хлеще любой современной девицы: временной интервал у нас приличный, измеряется годами. Эти исторические костюмы – самое сложное, что со мной случилось за 30 лет. Мне кажется, я никогда не научусь их носить, я всё-таки сгорбленный, ссутуленный, современный человек".

Анна Фёдоровна, супруга Константина Павловича
Анна Фёдоровна, урождённая принцесса Юлиана-Генриетта-Ульрика Саксен-Кобург-Заальфельдская (1781–1860), – великая княгиня, супруга цесаревича Константина Павловича. Была выбрана в жёны Константину Екатериной Великой. На момент венчания невесте было 14 лет, а жениху – 16. Константин жениться не хотел, и брак был неудачным. В 1799 году Анна Фёдоровна покинула Россию для лечения и пожелала остаться в Германии. Под давлением императорской и собственной семей была вынуждена вернуться в Россию. После убийства Павла I у неё снова появилась возможность уехать из России, в которую она больше не вернулась. Официально её брак с Константином был расторгнут в 1820 году.
Около 4000 костюмов понадобилось для съёмок. Художники по костюмам готовились к проекту полгода.
Ангелина Поплавская, исполнительница роли Анны Фёдоровны:
"Я с большим удовольствием соглашаюсь на съёмки в исторических проектах, для меня это очень трогательные, очень далёкие от современной жизни истории. В это интересно погрузиться, изучить детально каждого героя: каким он был, в чём была его боль, его трагедия. Например, история моего персонажа Анны. Она была обвенчана с Константином ещё в 14 лет, он не выбирал её в жены. Каково ей было жить в нелюбви с таким суровым, деспотичным человеком? Насколько можно было возражать такому мужу, предпринимать какие-то действия? Можно ли показать свою слабость, свои слёзы, можно ли о чём-то просить? Очень интересно было прожить эту семейную драму в другой эпохе".

Адам Чарторыйский, друг Александра I
Князь Адам Ежи Чарторыйский (1770–1861) – российский и польский государственный и политический деятель, глава княжеского рода Чарторыйских, которого в течение долгой жизни борцы за польскую независимость не раз прочили в короли Польши. Был близок к российскому императору Александру I, входил в его Негласный комитет, занимал пост министра иностранных дел Российской империи (1804–1806).
На грим и причёску каждого артиста в сериале уходило в среднем около 1,5 часа.
Владислав Ценёв, исполнитель роли Адама Чарторыйского:
"Меня утвердили на роль буквально за несколько дней до съёмок. И я сразу, галопом по Европам, стал изучать персонажа, читать о нём и о том времени. Очень интересна была книга с письмами Чарторыйского и Александра, она очень обогатила наши отношения с Женей Романцовым: мы смогли принести новое дыхание в отношения наших персонажей, которые были соратниками и близкими друзьями. Неоднозначность этой истории в том, что у Адама был роман с Елизаветой Алексеевной. Он ни в коем случае не злодей, просто все мы люди, все мы подвластны чувствам и животной природе, и кто-то с ней может совладать, а кто-то не очень. И для него важнее стали чувства к Елизавете Алексеевне, нежели мужская дружба с Александром".

Граф Пален
Граф Пётр Алексеевич Пален (1745–1826) – генерал от кавалерии, один из ближайших приближённых Павла I, возглавивший заговор по его отстранению от престола. Во времена Екатерины II сделал успешную военную карьеру. При императоре Павле I был назначен военным губернатором Санкт-Петербурга, членом Совета и Коллегии иностранных дел. Однако, чувствуя непрочность своего положения, встал во главе заговора, направленного на принудительное отречение императора Павла от престола в пользу сына Александра. После убийства Павла I по настоянию Марии Фёдоровны был уволен в отставку с приказанием немедленно выехать в своё курляндское поместье.
Даниил Спиваковский, исполнитель роли Петра Палена:
"Серые кардиналы существовали во все времена и эпохи. Мой персонаж Пален – очень умный и образованный человек. Истинный интриган, азартный игрок. На его руках кровь, то есть он был очень опасным человеком, хоть и не лишённым иронии, юмора, обаяния, к нему тянулись люди. Он наплёл свою паутину различных козней и интриг при царском дворе, хотел власти, хотел управлять людьми. Конечно, он пытался манипулировать Александром, был неким кукловодом. Пытался управлять им, не чувствуя его стойкости, когда Александр был ещё молодым. Кстати говоря, Пален прожил долгую жизнь, Александр I его не казнил. Да, он был разжалован, но дожил до взрослых лет у себя в имении. Пален сыграл довольно значимую роль не только в этом фильме, но и в истории России. Возможно, если бы его не было, то какие-то события совершенно по-иному происходили. Это очень интересный персонаж, я рад, что мне выпала возможность его сыграть".

Наполеон Бонапарт
Наполеон I Бонапарт (1769–1821) – император французов в 1804–1815 годах, полководец и государственный деятель, заложивший основы современного Французского государства. Начал профессиональную военную службу в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии. До этого пытался поступить на службу в русскую армию, где набирали волонтёров для войны с Турцией, но это сулило понижение офицерского чина, что не устроило Наполеона. В период Великой французской революции достиг чина бригадного генерала. В ноябре 1799 года произвёл государственный переворот и стал первым консулом. 18 мая 1804 года был провозглашён императором. Победоносные Наполеоновские войны способствовали превращению Франции в доминирующую державу на континенте.
Юрий Чурсин, исполнитель роли Наполеона:
"Наполеона я вижу очень харизматичным, жаждущим славы, смелым, ломающим все правила, которые были приняты в то время. Конечно, работа над ролью началась с изучения исторического материала, общения с консультантом, с полного погружения в конфликт Наполеона и Александра. Линия Наполеона необходима для противовеса, иначе как понять, что Александр I велик, если ему никто не противостоит? В истории того периода Бонапарт играл огромную роль, был вообще законодателем всего, что происходило. И многое в поступках Александра было продиктовано действиями Наполеона".

Кто ещё есть в сериале:
Великая княжна Екатерина Павловна, или Катиш, младшая сестра Александра I (Полина Гухман)

Граф Платон Зубов, фаворит Екатерины II (Артём Ткаченко)

Мария Нарышкина, фаворитка Александра I (Анна Чиповская)
