Эмир Кустурица рассказал Metro, что ему нравится в современном русском кино и о своём будущем фильме, где он планирует соединить сюжеты романов Достоевского "Идиот" и "Преступление и наказание".
Вы уже третий год являетесь президентом фестиваля. Как, на ваш взгляд, меняется профессиональный уровень фильмов?
— То, что я видел в конкурсе и в первый вечер фестиваля — это хорошая концепция. На открытии там был фильм о пианисте (картина открытия "Ненормальный" Ильи Маланина — Прим. Ред.), и мне понравился уровень этого фильма — профессиональный уровень очень хороший. То, что я видел потом — были фильмы молодых авторов, которые сделали очень оригинальные картины. Один из них называется "Контакты", а второй — "Куба, Марина". А когда на фестивале 2-3 хороших фильма, этого достаточно. Я думаю, самое важное, и в этом смысл этого фестиваля, чтобы увидели новых режиссёров, которые будут работать в будущем и которые через 10 лет станут самыми важными авторами русского кинематографа. Это невозможно угадать, но надо верить, что здесь окажутся именно те, кто будут задавать тон русского фильма. Потому что сейчас это проекты. Думаете, продюсеры самые важные? Нет, авторы. Я думаю, что этот фестиваль может быть агрегатором хороших режиссёров.
А как вы вообще оцениваете современное российское кино?
— Я думаю, что у вас культурная политика сейчас меняется в лучшую сторону. Об этом говорит и то, что сделали фильм по "Евгению Онегину", что русская классика снова важна как основа вашей культуры. Я думаю, что русская литература, русская драма — основа культуры, и это очень оригинальная культура. И по ней нужно делать кино. И один из таких фильмов я буду сейчас снимать. Но мой фильм не будет иллюстрацией Достоевского. Это будет моя реакция на Достоевского.
На каком этапе сейчас у вас работа над этим фильмом?
— Я в конце лета закончу сценарий. Он уже практически закончен, но я хочу, чтобы он был ещё лучше, чтобы в конце сентября начать подготовку к съёмкам и уже на следующий год снимать.
Вы будете снимать по "Преступлению и наказанию"?
— Не только по нему. Это будет про то, когда у князя Мышкина лопнуло терпение. Он и Раскольников будут в одном герое, и это будет кино о том, что может произойти с хорошими людьми, что самый хороший человек в каком-то данном моменте может убить другого человека. И я думаю, это будет самый важный фильм в моей жизни.
А вы каких-то актёров уже выбрали?
— Нет, никого не выбрал. Это невозможно, потому что я пока не закончил сценарий. Это не будет легко, но я думаю, в России много талантливых профессиональных актёров.
А съёмки где планируете?
— В России — в Сочи, в Питере, в Сибири. Может быть, и здесь, в Ханты-Мансийске.
Вы упомянули "Онегина". Вы видели этот фильм?
Нет, "Онегина" я не видел. Но я очень рад, что оригинальная русская литература сегодня в фокусе культурной политики. Я помню, когда моя дочь была в школе во Франции, и она выбрала Пушкина для написания эссе. И когда она сдала свою работу, учительница ей сказала: это хорошо, но было бы лучше, если вы выбрали известного французского автора. Так для французов Пушкин или Иво Андрич, славянские авторы, не так важны и известны. Я думаю, что Пушкин — один из самых известных авторов не только в России, но и в мире, но они это не поняли. Сейчас надо повторить, чтобы поняли, какой великий автор в мире Пушкин.
А что вы видели из новых российских картин? Может, "Мастера и Маргариту"?
— Нет, "Мастера и Маргариту" я не видел. Видел "Холоп 1″ и "Холоп 2″. Это хорошо сделанный коммерческий фильм. Но мне самому не интересно снимать о классе богатых людей.
А как вы относитесь к сериалам? Они у нас сейчас даже попопулярнее, чем полнометражные фильмы?
— Я не смотрю сериалы. Я читаю книги.
Я помню, вы собирались в России заниматься театральными постановками.
— Я хотел это сделать. Перед началом СВО мы говорили с Шойгу, что хорошо было бы поставить спектакль "Летят журавли" на сцене Театра российской армии. Но потом многие в Москве возмутились: "Почему он? Он вообще не режиссёр театра". И так далее. И я сказал, если такие люди в Москве будут критиковать меня, так я не буду делать ничего в театре.
Вы говорили, что собираетесь ещё снимать с российским автором Евгением Водолазкиным фильм по его произведению "Лавр". Это в силе?
— "Лавр", да, будет. Когда я закончу Достоевского, можно будет заняться "Лавром".
На этой неделе мы отмечаем 50 лет фильму "Калина красная" Шукшина. Вы любите Шукшина?
— Я смотрел Шукшина, когда был студентом, в Праге. И помню, что каждый из его фильмов не был коммунистической пропагандой, в этом Шукшин был одним из первых. Я очень любил его поэтику, его темы и то, как он играл в своих фильмах. Я любил этого человека, я читаю его книги тоже.
А не хотели бы экранизировать какие-нибудь его произведения?
— Экранизировать? Можно. Но, вы знаете, это я так, моложусь, но на самом деле у меня не так много времени, чтобы всё сделать, что мне нравится в жизни. Я думаю, что возможно сделать ещё 2-3 фильма, и это будет всё. Проблема в том, что каждый свой фильм я снимаю долго, и мне надо много времени для того, чтобы закончить мои съёмки.
Вы в этом году отмечаете 70-летний юбилей. Вы себя ощущаете на этот возраст или, может, моложе?
— Проблема в том, что когда вам скоро 70 лет, у вас то уши болят, то вон из носа течёт, перед этим ногу сломал... (Смеётся)
Но всё-таки вы себя как-то поддерживаете же в форме?
— Поддерживаю, да. В футбол играю, на лыжах катаюсь, плаваю. Так что я спортивный тип.