О чём фильм
Продолжение знаменитой франшизы не изменяет знакомой по предыдущим фильмам структуре с переплетающимися или параллельно идущими в разных концах страны историями. Каждая из них связана либо с ожиданием счастливой развязки критической ситуации, либо с верой в новогоднее чудо. На этот раз историй четыре. В доме престарелых под Петербургом Сергей Геннадьевич (Борис Щербаков) ждёт подмигивания президента в новогоднем обращении, в Тюмени лишившийся работы из-за жены-блогерши (Елена Валюшкина) работяга Валера (Виталий Кищенко) пытается закрыть кредит на квартиру дочери, в Нижнем Новгороде подруга геймера Таня (Дарья Алыпова) пытается вернуть его привязанность, а жена музыканта-любителя из Альметьевска (Айдар Гараев) Марина старается полюбить его игру на гитаре.
Впечатления
"Ёлки" вроде бы должны были закончиться в 2018 году, когда они вышли с подзаголовком "Последние", но поверили в их конец, видимо, самые наивные, не знакомые с понятием "новогодняя касса". "Ёлки" воскресли из мёртвых, и на рассуждениях о том, для чего в умы отечественных кинематографистов больше десяти лет назад завалилась идея запустить многолетнюю новогоднюю франшизу, которая потеснила бы консервативную привычку российского зрителя каждый новый год смотреть набившую оскомину "Иронию судьбы", можно было бы составить целый трактат. Тут нашлось бы место и глубокомысленным суждениям, отчего наш народ так любит – да и любит ли – каждый новый год смотреть одно и то же, каким должен быть рецепт идеального "новогоднего фильма" и в какой степени гениальна идея запустить не фильм, а целую франшизу, которая, судя по всему, призвана длиться до второго пришествия и побить все мыслимые рекорды. И почти каждый новый год думаешь, что именно цель побить рекорд для создателей очередных "Ёлок" важнее попыток вдохнуть жизнь в закостенелую от банальности сюжетную сетку.
С одной стороны, это идеальный фильм для утомлённого новогодним стрессом желудка и мозга, не требующий никаких усилий восприятия и прекрасно сочетающийся с ведром поп-корна. Опустошённые празднеством зрители спокойно жуют фильм и кукурузу, зная, что до конца просмотра ничто не расстроит их пищеварения и они опять увидят Филиппа Киркорова – пусть изрядно похудевшего и с папой.
С другой, стороны, когда ты видишь, что речь опять заходит о теории "пяти рукопожатий" и звонке президенту, невольно задаёшься вопросом, что вкладывать в сюжетную предсказуемость ещё и фабульную – пожалуй, перебор. Спасает новеллу со звонком президенту из дома престарелых разве что игра старой гвардии – Галины Польских, Юрия Кузнецова и Бориса Щербакова, которые за годы и годы работы уже так поднаторели вкладывать смысл в то, что его от рождения не имеет, так что им впору вручить повторно звания народных и заслуженных артистов. Их игру оттеняют истории подруги геймера и барда из Альметьевска, которому проклинавшая его пение жена в финале сообщит избитое "я хочу, чтобы у тебя горели глаза", в ответ на что он споёт: "Спит уже давно селёдка на столе под шубой".
Самой удачной из всех четырёх новелл оказалась история блогерши Ларисы (Елена Валюшкина) и её мужа Валеры (Виталий Кищенко). Здесь бесспорно хороши как сами герои, так и окружившие их эпизодические персонажи, в авангарде которых – блестящий Александр Баширов, исполнивший роль мужика по кличке Бугор. Сложно сдержать хохот в эпизоде, когда он уже согласился за деньги есть собачий корм, но потом вдруг понял, что поедать его он будет онлайн. "Какие репутационные потери, какой удар по имиджу!" – восклицает он, и, кажется, что едва ли не только это спасает грозящие засохнуть к концу десятые "Ёлки".
Вообще, в фильме силён эпизодический элемент: кроме Баширова, в картине порадовали и другие мимолётные роли, вроде Олега Василькова, Юрия Лопарёва и Дмитрия Грачёва в роли президента.
В новых "Ёлках" "Иронии судьбы" передаётся открытый привет через реплику одной из эпизодических героинь: "Да сколько можно смотреть одно и то же каждый новый год?" Но удивительным образом получается, что это камень в огород не Эльдара Рязанова (хотя армия аллергиков на "Иронию" тоже не мала), а собственно "Ёлок".
Читайте также: "Шопоголики" не покупают, а борются за светлое будущее