Аналитики сходятся во мнении, что время ставшей привычной за 30 лет экономики завершается. Пришла пора пересмотреть стратегию, изучив современные тренды и обратив внимание на внутренний рынок и новые территории для партнёрства.
Что видят эксперты на экономическом горизонте
Георгий Остапкович, директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, считает, что пришло время мобилизационной экономики:
– Сегодня экономика находится в полной неопределённости. Могу сказать однозначно, она (ситуация. – Прим. ред.) не критическая. Теперь будет мобилизационная экономика.
Аяз Алиев, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова, ждёт не кардинального разворота, а корректировки по ряду направлений.
– Маловероятно, что экономический курс будет пересмотрен на 180 градусов, более вероятны корректировка по ряду направлений и ориентир на азиатский рынок. Приоритетом станет внутренний рынок и взаимодействие со странами региона, которые не оказывали давление на РФ путём санкций и ограничений, – считает он.
По мнению же Александра Чулока, директора центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, стоит посмотреть на ситуацию глобальнее. Мир меняется. С 80-х годов, когда повсеместно массовое распространение получили вычислительная техника и Интернет, человечество жило в реальности VUCA*, для которой характерна изменчивость. Теперь же, объяснил Metro Александр Чулок, пора переключиться на BANI-реальность. Придуманный футурологом Джамаисом Кашио акроним BANI характеризует новые условия существования для бизнеса как непредсказуемые.
– Смысл в том, что мы входим в эпоху джокеров, то есть событий с низкой вероятностью и масштабными эффектами, – уточнил для Metro Александр Чулок. – В этих условиях важно уметь собираться, критически мыслить, перенаправлять ресурсы.
От традиционных трендов к новым
Говоря про нефтегазовый сектор, Александр Чулок предлагает обратить внимание на очевидный мировой тренд – "озеленение" энергии. В новых условиях реализация требует ускорения.
– Не первое десятилетие в мире говорят о том, что пора переходить от нефти и газа к возобновляемым источникам энергии. Это не новость для нефтегазового сектора. Например, Shell давно объявила себя не нефтяной компанией, а энергетической. Они инвестируют в альтернативную энергетику. Здесь выбор за компаниями, как они смогут перестроить бизнес-стратегии. Наши компании прекрасно осведомлены о мировом запросе к переходу на неуглеродную экономику. Важно понимать, что в текущих реалиях возможен пересмотр динамики этого тренда: в чём-то нужно ускориться, а где-то остаться в спросе. Важно смотреть и быстро адаптироваться.
Эксперт видит у российских нефтегазовых компаний потенциал – управленческий и инфраструктурный – для покорения нового тренда, а также расширения территорий присутствия – например, в Африку, Китай, и возможности развития новых направлений, например, газохимии.
Подтолкнём сельское хозяйство
Что касается сельского хозяйства, то, по мнению Ивана Старикова, профессора Института экономики РАН, сложившаяся ситуация может стать толчком для роста.
– Мы быстро не сделаем самолёты или микроэлектронику, – заметил Иван Стариков, – а быстро начать выращивать свои высокопродуктивные породы сельскохозяйственных животных и сорта сельскохозяйственных растений мы можем.
Эксперт считает, что сейчас сельское хозяйство – направление не из отстающих.
– Главное сейчас – оказать поддержку в рамках национальных проектов и перераспределить ресурсы. Сегодня нужно стимулирование, чтобы наши генетики, селекционеры, физиологии растений, производители сельскохозяйственной техники очень быстро что-то предложили нашим аграриям, – объяснил Metro Иван Стариков. – Нужно поддержать аграрную науку, добавить в неё деньги. Мобилизовать наших учёных. Тогда в течение этого года можно было бы сделать "запасные парашюты" на случай введения санкций на импорт.
По мнению профессора, в сельском хозяйстве ставку нужно сделать на:
- производство семян, гибридов кукурузы, сахарной свёклы, овощных культур;
- промышленное птицеводство, семеноводство;
- генетику для крупного рогатого скота (для молочного и мясного животноводства);
- сельскохозяйственное машиностроение.
– Важно сегодня запустить линейку машин нашего производства – от тракторов до комбайнов, – подчёркивает Иван Стариков.
Высокие технологии: играть вдолгую
На горизонте развития высоких технологий Александр Чулок видит ряд глобальных трендов, требующих развития. Речь о роботизации и цифровизации.
– По данным Всемирного экономического форума, искусственному интеллекту потребуется ещё 125 лет, чтобы заменить человека, – объяснил свою мысль Александр Чулок. – А большинство экспертов сходятся во мнении, что от ⅓ до ⅔ рутинных операций искусственный интеллект может взять на себя, конечно, в зависимости от сферы, области и т. д. Этот тренд будет развиваться. У нас здесь неплохие заделы.
По мнению эксперта, развития требуют следующие направления: искусственный интеллект, роботизация, биотехнологии и продление жизни человека, борьба со старостью, которую в мире ряд учёных предлагает рассматривать как болезнь, а не как неизбежность. Также важно решать задачи, связанные с неравенством, борьбой с бедностью и развитием человеческого капитала.
Политический аналитик Таймур Давидар считает, что перемены давно назрели.
– Я бы этот корабль давно повернул, – признался Metro Таймур Давидар. – Я думаю, что необходимо запустить ряд государственных программ, которые будут стимулировать компании без всяких ограничений и каких-то финансовых обязательств, жёстких ограничительных условий в договорах о госзакупках к росту и развитию. Параллельно с этим важно выделить отдельное финансирование, снять все ограничения – налоговые, и абсолютно все ограничения на развитие промышленности в электронике, в научных изысканиях. Играть вдолгую. Именно вдолгую, без сиюминутной прибыли. То есть инвестирование государственных средств в долгосрочные проекты по развитию отраслей внутри сектора.
Также Таймур Давидар видит необходимость увеличения открытости с зарубежными странами.
– Я не говорю про совершение каких-то скачков, а открытость хотя бы для удовлетворения собственных внутренних нужд – в аппаратном, программном обеспечении – во всём, что связано с высокими технологиями и промышленностью. Безусловно, с учётом коммерциализации этих разработок, то есть превращения их в окупаемые в каком-то обозримом будущем. Мы не сможем конкурировать ни с Google, ни с Apple без кооперации условно с индийцами, египтянами, сингапурцами, мозамбикцами.
Для развития экономики необходимо усиливать команду. Требуются профессионалы.
– Необходимо привлечь специалистов высочайшего уровня в качестве консультантов, в качестве реализаторов в коммерциализации разработок и работ, – добавил Таймур Давидар. – Чтобы не делать Mercedes, который с колёсами от "Запорожца", или "Запорожец", в котором сидит Шумахер за рулём. Он никогда не победит. А делать всё адекватно и направлять деньги не только в разработки, но и в людей. Необходимо кардинально менять подход, привлекать профессионалов.
–––––––––––––––––––
* Два вида реальности
VUCA
- Volatility – изменчивость
- Uncertainty – неопределённость
- Сomplexity – сложность
- Ambiguity – неоднозначность
BANI
- Brittle – хрупкий
- Anxious – тревожный
- Nonlinear – нелинейный
- Incomprehensible – непостижимый